христианское искусство влияние античности книжная иллюстрация иконоборчество Миниатюры Комнины Монументальная живопись Греческие мастера Византийская империя мозаичные иконы базилика храмы Греции Византийские мастера античные мавзолеи


Дени Дидро - фр. Материлист, разносторонний критик. "Опыт живописи"(1765) и ряд обзоров выставок. Против Академии и абсолютизма, форм. Методов нового буржуазного реализма, склоняющегося то в сторону сентиментализма, то классицизма. Впервые подчеркивает социальные корни искусства.

.Живопись катакомб.

1-3 века-гонения на христиан. Первые христиане не могли строить храмы,к тому же у них было подозрительное отношение к храмам, так как они были у язычников. До 4 века-христианское искусство -в катакомбах. Их много-большая часть под Римом. С ранних пор там устраивали тенули с расширенными камерами Там христиане встречались для Агап(Агапа-трапеза любви и единения) +для  мистериальнызх действий. Есть катакомбы и в других местах- пример:в Херсонесе. Первые находки в 18 веке, затем в 19. Катакомбы вырезались в породе.часто были росписи. Иногда на стенах- разные сюжеты. А так-отдельные фигуры на белом фоне (цветных фонов не было) сюжеты: античные: Эрот, подвиги Геракла. Сочность, открытость мазка. Затем- сюжеты из св.Писания. Стилистика напоминает 3 помпеянский стиль. Белый фон---плоскостность, бесконечность пространства, потому фигуры воспринимались как плоский рельеф. они как бы выходят из фона. С появлением новой тематики- лаконизация художественного языка, упрощение, цель- схватить главное, образ. Изо фигуры—силуэет + четкие пропорции. Начиная с катакомб –сопоставление событий Ветхого и Нового завета. Пример: пророк Исайя пропрочествует о новозаветных событиях, а перед ни –Богоматерь с младецнем. Катакомбы 2-3 веков. К.Петра и Марцелина. Юный Христос на троне, по сторонам- Петр и Марцелин. Снизу фриз -в центре агнец на подножии, из которого текут райские реки. по сторонам- агнцы .-символическое изо Христа и апостолов. в любом изо выделяется центр вертикальная ось и горизонтальная- то есть крест. Легкость, прозрачность, воздушнорсть. Крещение. поскольку искусство только складывается- иконография очень свободная. Катакомба Присциллы в Риме. Тайная вечер. похоже на античную работы изо философов с учениками. Христос в облике бога- солца.(мозаика) Потолок одной из катакомб: в виде круга, расчлененного на отсеки. В центре- добрый пастырь, по бокам-4 фигуры в позе Оранты (в 4 отсеках),в других отсеках- история пророка Ионы. Молодой царь Давид –пастух со стадом, всерух- изо рыбы(символическое изо Христа) NB много аллегорий. Пример: Христос исцеляет больную, упавшую к его ногам. лаконичность. Катакомба Присциллы. Оранта. Катакомба епископа в Неаполе. мозаика. Епископ, в руках-евангелие.

Архитектура и живопись раннехристианской эпохи Виды проецирования, типы задач, графические задания
В. Гейнзе - другие стороны в период "бури и натиска" - Сущность живописи - это наслаждение и обман. Новый анализ картин, продиктованный чувством и воображением. Главное - попытки уловить своеобразие и очарование колорита, критика Рафаэля и болнцев, восхищается Рубенсом. Антифилосовский подход - за Руссо, но против Винкельмана. Эволюция в сторону сентиментализму и классицизму