христианское искусство влияние античности книжная иллюстрация иконоборчество Миниатюры Комнины Монументальная живопись Греческие мастера Византийская империя мозаичные иконы базилика храмы Греции Византийские мастера античные мавзолеи


Дени Дидро - фр. Материлист, разносторонний критик. "Опыт живописи"(1765) и ряд обзоров выставок. Против Академии и абсолютизма, форм. Методов нового буржуазного реализма, склоняющегося то в сторону сентиментализма, то классицизма. Впервые подчеркивает социальные корни искусства.

Мозаики Равенны, Рима, Фессалоник 4-5 века.

Раннехристианская живопись.сильное влияние античности,но при этом поиск собственных путей. Рим. Первый ансамбль – мавозлей Санта Констанца 4 века. 2 четв 4 века. мозаики в крестовых сводах бокового обхода. В основном- орнаменты с небольщими аллегорическими фигурами. Райские кущи. В центре –бюст императора. по бокам- сцены виноделия. 2 фаза-2 половина 5 века. Сохранилось 2 сцены в нишах. 1.Христос сидит на шаре, рядом- неизв. святой. На фоне условных деревьев и неба. декоративные облака.

Переделки 19 века. Напротив- в другой нише молодой Зристос на облаках с синим нимбом. По сторонам- Петр и Павел. Базилика Сантиа Поденциана Базилика перестроена, но сохранилась апсида. Конха: изо Небесного Иерусалима Христос на троне, он вершит суд, но это не страшный суд. В руках- евангелие. Сзади-античный горож. По сторонам- апостолы, за ними 2 женские фигуры аллегории добродетелей На небе- большой крест. голова Христа -на фоне голгофы. На небесах -символы евангелистов. Павел и Петр -изо в профиль. Торжественность, спокойствие, роскошь, ораторский пафос. Фактически римская античная мозаика на христ тему. Красивые индивидуальные лица, портретность Нач 5 века. Базилика ST/Maria Maggiore Триумф арка -смозаики посвящены евангельским сюжетам. Повествовательность, поучительность. Благовещение. особенность: Богоматерь изображена сидящей на троне(Мария-Регина)рядом-ангельская стража. лаконичность, статичность. Ниже –фриз с агнцами. На другой стороне- бегство в Египет. Есть ветхозаветные сюжеты. Античная обработка. Лики- или спокойные, лаконичные, или с укрупненными чертами, экспрессивными. Троица в гостях у Авраама. переливающиеся оттенки. Равенна. Мавзолей Галлы- Плацидии. 4 люнеты в рукавах креста. Мозаики. Синий фон. своды- в орнаменте. Люнетиа над входом -Христос добрый пастырь. эллинистическо6е изо, красота, царственность. в руках- крест. пожтичность. На противоположной стороне(вост рукав креста)-мученик Лаврентий В центре -костер, он идет к нему и несет крест, в другой руке -раскрутое евангелие. Вдохновленность, тревожность, острота линий, одухотворенность. Но лицо- классическая проработка. Купол- в центре -изо золотого престола на фоне звездного неба, по углам -символы евангелистов. По сторонам от окон- апостолы, профидльные позы, в широких античных тогах. Петр и Павел: Дисгармоничные черты лица- индивидуальность, портретность. Физиогнормическое искажение ради экспрессивности. Другие апостолы- античные ихо. Баптистерий православных. 5 век. В куполе- огромная мозаика с изо крещения. В медальоне -само крещение,2 ряд-апостолы,3 ряд- различные предметы церковной жизни(только здесь так) ежду окнами штуковая ск ра: пропроки. На арках -изщо апостолов и райских кущ. Апостолы в движение, разделены орнаментальными вертикалями. Торжественность, триумфальность, белые одежды у апостолов. Ясные пропорции. внутренняя акцентированность. В арках и низе стен- мраморная инкрустация.

Капелла св. Витторе in cielo d’ore при базилике св. Амброджио (сама базилика пересроена в романское время) свод в куполе -в центре- св.Виктор на золотом фоне поясное изо. В парусах -символы евангелистов(19 века) Стены-фигуры мучеников, почитаемых на сев. Италии. Усиление линейносит, упрощенире тезники, меньшая натуралистичность, большая отвлеченность. Капелла архиепископа 500 год. рубеж 5 и 6 веков. Вестиюбюль с цилиндрическим сводом. там- мозаика наподобие Санта Констанца- райские кущи. В торце -Христос воин в римских военных одеждах, побеждающий льва и змею. В руках -крест и евангелие. Стены- мраморные инкрустации. А апсиде -золотой крест на синем фоне звездного неба. В подрпружных арках -Христос и 6 апостолов. В сев счводе- св. жены В Южном мученики, В западном -Христос с другими 6 апостолами. В центре) вспарушенный крест свод) -ангелы, Юдерожащие хризму и символы 4 евангелистов. Спокойствие, созерцательность, Много от позднего фаюмского портрета. Крупная, рованя самльта. гармония римских и восточных zчерт. Фессалоники. 2 пол 5 века. Ц. св. Давида (местного столпника) Сохр 1 мозаика в апсиде. Сюжет Моиста (то есть небесначя слава Христа) Внизу-райские реки, по сторонам- символы евнгелистов. Слева и справа- .по центру молодой Христос. Мелкая смалта. тонкоть, изящество. Иезикиль и Иеримия. Созерцательность.

Архитектура и живопись раннехристианской эпохи Виды проецирования, типы задач, графические задания
В. Гейнзе - другие стороны в период "бури и натиска" - Сущность живописи - это наслаждение и обман. Новый анализ картин, продиктованный чувством и воображением. Главное - попытки уловить своеобразие и очарование колорита, критика Рафаэля и болнцев, восхищается Рубенсом. Антифилосовский подход - за Руссо, но против Винкельмана. Эволюция в сторону сентиментализму и классицизму