христианское искусство влияние античности книжная иллюстрация иконоборчество Миниатюры Комнины Монументальная живопись Греческие мастера Византийская империя мозаичные иконы базилика храмы Греции Византийские мастера античные мавзолеи


Оригинальность Винкельмана следует искать не в самих его идеях, а в ясности и логической стройности изложения, в гениальной способности к обобщениям, умении синтезировать господствующие в обществе идеи, а также и в подчас наивном энтузиазме

Эпоха Иконоборчества.

Во основе иконоборчества идея о невохможости изобразить Бога, Вечный мир. В 8 веке это стало законом. 726 год имп. Лев 3 Исавр издал эдикт против иконопочитная. 788-на время иконопочитание восстановилось(имп-ца Ирина) до 813 года, затем 2-ая волна иконоборчества до 842 года. 842 –полная победа над иконоборчеством. -это отмечается сейчас как праздник торжества православия. Иконоборцы: император, патриарх, высшее дух- во. Иконопочитатели: монашество, низе дух- во, миряне. NB это как бы борьба грец и вост. Культур. Причины: -иокноборцам приписывали желание реформ гос –ва -борьба имп. власти с монастырями. но центр проблема—борьба православной церкви за саму сущность своего учения Для церкви догмат вочеловечиния дает возможность изображать Бога, отсюда огромная роль иконы(=молитва) 2 теории происхождения иконоборчества. 1.восточная,так как в восточной традиции есть запрет на челов.изо, то есть иконоборчество- есть семитская, восточная реакция на эллинистические традиции, на эллинизацию церкви. Но русский богослов Флоровский опроверг эту гипотезу. Источник иконоборчества есть в самом эллинизме. NB в апокрифе написано, что когда евангеисту Иоанну показали его портрет, ему не понравился этот портрет, и он сказал ученику: ты написал мертвую вещь. о известно, что в 3 веке языческий философ Плотин также отказывался от того, чтобы делали его портрет, аргументируя это так: зачем создавать вечный образ невечного? То есть и в языческой культуре возникали такие идеи. 754 год иконоборческий Собор. Как источник иконоброчества также текст письма Евсевия Кесарийского к Констанции на просьбу ее прислать ей икону Христа. Он писал, что невохможно ихобразить Христа, так как даже ученики не могли видеть его в истинном облике(Преображение) Было 2 иконоборч собора(лжесобора -754 и 815 годов). Иконоборцев объединяла идея невохоэности изо чел.образа, -проблема: как декорировать храмы? папа Григорий отверг иконоорчество, художники иконописцы- отправились в Рим. то осталось для изо? симовлические изображения: крест, райский сад. Иконоборцы сбивали прежние мозаики и фрески. вместо образов Бога святых, храм превратили “в огород и птичник”. В иконоборч искусстве -больше светскости. От искусства иконоборчества сохр мало, так как после победы иконопочитания- все сбивали. Пердставление об искусстве и -ва могут дать мозаики мечетей, построенных по повелению великих халифов. 1.в Дамаске мечеть Омеядов 2.мечеть Омара в Иерусалиме Везде- пейзажи. Заказчики- халифы, а исполнители- сирийские православные художники В Дамаске хранятся мощи Иоанна Предтечи. Вообще мечеть в Дамаске-2 соединенные колонные базилики. При базилике –огромный перистиль. по всем стенам были мозаики. Во дворе –восьмигранник  на колонназ. Сюжеты: фантастическая архитектура)наподобие 4 помпеянскго стиля),пейзажи, разнообразные орнаменталдьные мотивы. Плоскообразность, ковровость, симметрия. схема. 788-перерыв в иконоборчесвте Ц.Успения в Нике. Конха апсиды –Богоматерь с младенцем. Вытянутая игура ,обточенный силует. Неровная кладка, вдохновленность. Еще при иконоборчестве сохранялось образное искусство. особенно в монастырях в перифирийных районах империи(Палестина) В монастырях продолжалось иконописание (хотя тайно) Примитивное искусство, пестрая гамма, укороченные пропорции тела, абсолютная симметрия лица. -св.Ирина -мученик и мученица из монастыря св.Екатерины на Синае(сейчас в Киеве) Экспрессивность, однообразность, хотя и вдохновленность. Коптская ткань 8 века.Благовещение. Восточные черты: экспрессивность, сверхвыразительность, схематичность. Лаконизм, простота. Папа не признал иконобрчество. В Италию едут художники. Рим 8-нач 9 века.-художественная шкоал фресок и мозаики. Римский Папа Паскалий.- приглаша мастеров из Византии. Западноевропейское искусство под влиянием Византии. Фрески из Santa Maria Antiqua Ориентир—6 век в Равенне и Риме.но более упрощенно. 4 храма с мозаиками 8-нач 9 века. Декоративные ансамбли в старых базиликах по заказу папы Паскалия. ST Maria in Dominia 3нефная, колонная Декор сохр в аспиде м на триумф. Аркой Конха: Богоматерь с младенцем. у ног—папа Паскалий. по сторонам- сонмы ангелов.

Архитектура и живопись раннехристианской эпохи Виды проецирования, типы задач, графические задания
Англия: Уильям Хогарт "Автобиография". "Анализ красоты"1753. Обращение к новым жанрам - к современным моральным сюжетам. Показать жизнь как на театральной сцене. Противоречие - протест против академических канонов и установить незыблемые нормы красоты.