христианское искусство влияние античности книжная иллюстрация иконоборчество Миниатюры Комнины Монументальная живопись Греческие мастера Византийская империя мозаичные иконы базилика храмы Греции Византийские мастера античные мавзолеи


Оригинальность Винкельмана следует искать не в самих его идеях, а в ясности и логической стройности изложения, в гениальной способности к обобщениям, умении синтезировать господствующие в обществе идеи, а также и в подчас наивном энтузиазме

Иконы комниновского периода

Комнины 1057-1204. Искусство -более разнообразое, нюансированное, 11 век- лассическое время для Византии. Более аристократичное, утонченное иск-во. 1 половина 1 века-быстрая смена императоров. Усиление роли аристократии При комнинах—рост эмоциональности, выразительности в искусстве, Одухотворенная классика и естественность. Гармония и одухотворенный покой. Иконы Комниновского периода. Много - на Синае. Конец 11 –нач 12 – созр и в других местах. Иконы для храмов и для домов. Типы икон: отдельное изо, изо праздников, многосюжетные. -икона менологий 2 створки, Синай, конец 11 века -икона с изо нескольких праздников (12 праздников +изо избранных святых) -Рождество. + все сюжеты, связаные с Рождеством.— повествовательность, Синай. Типология: темплан---горизонтальная доска, на ней - изо нескольких праздников. Обычно главные праздники и страстной цикл. Менологии появляются во второй половине 11 века. На 1 месяц, на 3 и даже на целый год. Поверхность разделялась горизонтальными полосами на ряды в соответствии с церковным календарем. Интерес к житийной литературе, образам святых и подвигам. - маленькая мозаическая иконка с изо Св. Николай Чудотворца - рождество Христово из монастыря святой Екатерины на Синае. Интерес к монашеской теме. -конец 12 века Лествица из Синая По лестнице поднимаются монахи — разные степени аскетизма конец 12 века -Чудо архангела Михаила в Хонех конец 12 века Он отвращает воды реки от церкви Классичность, рафинированность.  Возникает ряд крупных и монументальных икон. - 2 волна аскетического направления. Симметрия построения. Крупные плечи, округлая шея. Архитектоничность в идеальной, надмирной сфере. -мозаичная икона из Стамбула из монастыря Паммакаристос Богоматерь Одигитрия - мозаичн.икона Иоанн Предтеча. Из греческого патриархата в Стамбуле. Образы Богоматери: -Богоматерь Владимирская 20-30-ые годы 12 век, на обороте-14 век Страсти Иконография Умиление. Классическое направление. Поверхность сильно искажена поновлениями и реставрацией. Живопись выглядит нематериальной. -1 четв 12 века Богоматерь Киккотисса с младенцем с Синая. Младенец взыграл. Тонкий образ на золотом фоне. Красные и синие насыщенные цвета. Их немного – акценты. Вокруг - пророки, вверху - Христос в сиянье славы, и 4 символа евангелистов, серафимов и херувимов. Богоматерь в круглой арке и как бы в апсиде. Символическая многозначность и богословский интеллектуализм. Классическое направление живописи. Образы Христа. Созерцательность и связанность с ними сосредоточенность. Во второй иконе – более внятный и более подчеркнуты черты отрешенности и сосредоточения. - Елеймон – мозаическая иконы - Пантократор из галереи Боргезе.- из Афона 2 мозаичные иконы: св.Дмитрий и св.Георгий. Узкие, вытянутые. Созерцательность, правильные черты. Сейчас разные иконы. Смирение и кротость. Отсутствие динамики. Близко к Дмитриевскому собору во владимире и михайловскому златоверхому . Богатые патрицианские одежды. - Эрмитаж Григорий Чудотворец сер -2 пол 12 века. По пояс. Фронтально. Крупная, светлая фигура. Высокий лоб, благородные морщины. Ткани одежд невещественны и преображены светом. Утонченность

Архитектура и живопись раннехристианской эпохи Виды проецирования, типы задач, графические задания
Англия: Уильям Хогарт "Автобиография". "Анализ красоты"1753. Обращение к новым жанрам - к современным моральным сюжетам. Показать жизнь как на театральной сцене. Противоречие - протест против академических канонов и установить незыблемые нормы красоты.