христианское искусство влияние античности книжная иллюстрация иконоборчество Миниатюры Комнины Монументальная живопись Греческие мастера Византийская империя мозаичные иконы базилика храмы Греции Византийские мастера античные мавзолеи


Оригинальность Винкельмана следует искать не в самих его идеях, а в ясности и логической стройности изложения, в гениальной способности к обобщениям, умении синтезировать господствующие в обществе идеи, а также и в подчас наивном энтузиазме

Монументальная живопись комниновского периода

Аскетическое направление. Монументальная живопись 12 в. в самом Константинополе представлена мозаиками Св. Софии: это императорские портреты и деисусная композиция, сохранившиеся в южной галерее собора. Деисус (моление) в южной галерее Св. Софии – одно из лучших произведений всей византийской живописи. От слова «деисус» произошло название широко распространенной иконографической композиции, изображающей моление святых за человеческий род перед Христом. Традиционный деисус включает изображение Богоматери (слева, по правую руку Христа), Иоанна Предтечи (справа), а также архангелов и апостолов. От первоначальной композиции в храме Св. Софии, состоящей из трех фигур – Христа, Богоматери и Предтечи, сохранилась лишь верхняя часть. Это произведение являет собой замечательный образец лучших достижений византийского искусства, соединявшего серьезное, полное глубокой духовности содержание и исключительное художественное качество. В это время возникли всемирно известные живописные ансамбли храма Софии и Михайловского Хлатоверхого монастыря в Киеве, церкви Св. Пантелеимона в Нерези, соборе в Чефалу. Исходя из византийских образцов и при участии пеллы в Палермо, собора Св. Марка в Венеции, собора Успения Богоматери в Монреале. Попав на периферию, столичное искусство сталкивалось с местными вкусами, устремлениями, традициями. Взволнованные, полные экспрессии образы уступали столичным образцам в отвлеченности и изысканности, но обретали большую земную человечность. Живописной техникой периферийных центров чаще оказывалась фреска. Расцвет периферийных школ приходится на 12-13 вв. Сан-Марко: центральный купол – Вознесение, вокруг апостолы и ангелы между деревцами. В простенках барабана – персонификации добродетелей. Своды между куполами – евангельские сцены. Восточный купол – Христос Эммануил и пророки. В южном куполе – крест и местночтимые святые. Санта-Мария Осунта на о. Торчелло: трехнефная базилика с плоской кровлей. Мозаики в алтарной части. Монастырь Дафнии близ Афин. Главный храм – октогон на тромпах. В куполе – пантократор, в нартексе – житие Богородицы (классич. черты, но индивидуальность). В тромпах – благовещение, преображение, рождество, крещение(золотой фон, пластическая обработка). Западный пролет креста – Успение, южный рукав – неверие Фомы. Дафнии ближе всего к классическому искусству

Архитектура и живопись раннехристианской эпохи Виды проецирования, типы задач, графические задания
Англия: Уильям Хогарт "Автобиография". "Анализ красоты"1753. Обращение к новым жанрам - к современным моральным сюжетам. Показать жизнь как на театральной сцене. Противоречие - протест против академических канонов и установить незыблемые нормы красоты.