христианское искусство влияние античности книжная иллюстрация иконоборчество Миниатюры Комнины Монументальная живопись Греческие мастера Византийская империя мозаичные иконы базилика храмы Греции Византийские мастера античные мавзолеи


Оригинальность Винкельмана следует искать не в самих его идеях, а в ясности и логической стройности изложения, в гениальной способности к обобщениям, умении синтезировать господствующие в обществе идеи, а также и в подчас наивном энтузиазме

Искусство 1 половины 13 века

Начало 13 в. ознаменовалось захватом Константинополя. В апреле 1204 г. город был разграблен крестоносцами, участниками Четвертого крестового похода. На развалинах Византийской империи образовались новые латинские государства. Император и его приближенные бежали в Никею, где оставались вплоть до освобождения столицы в 1261 г. Ища убежища, сюда переселялись многие деятели культуры. Никея в годы изгнания стала хранительницей византийских традиций и центромЗамечательные фрески были созданы в Сербии. Идет расчленение империи и рост балканских и славянских государств, (эта тенденция началась еще до крестового похода, Первое Болгарское царство). Греческая архитектура создала три главные системы конструктивных отношений, получившие у теоретиков архитектуры название Ордеров (ордер -- порядок) -- дорийский, ионийский и коринфский ордера.

Много пытались создать произведений искусства (Федор Меохит). Если бы не 1204 год, церковь, скорее всего, не поощряла бы подобных настроений. Теперь речь шла о спасении империи. Все должны были принимать в этом участие, а идеи гуманизма могли помочь возродить Византию. Писали различные трактаты, обрабатывали псалмы и т.п. Некоторые ценности, тем не менее, утратили свою силу. Неуверенность и сомнения в том, что Византия является самой классной. Даже возвращение Константинополя не могло этих сомнений развеять. Другие причины нового языка: расцвет искусства Запада, поэтому византийцы начинали сомневаться. С одной стороны, они не хотели принимать то, что им навязывали, но ценность западного искусства видели. Кроме того, художники часто выезжали за рубеж и видели новое искусство и работали в новых условиях. Предвестники нового искусства начали появляться еще в к. 12 в. в 13 веке появился Палеологовский ренессанс. Сдвиг в фундаментальных основах византийской эстетики (в эмоциональной выразительности). Умы еще не созрели для понимания необходимых перемен. Нужен был новый выразительный язык. В Никее и Константинополе сохранились только фрески в церкви Св. Ефимии. Большая часть памятников в Сербии, Салониках, Трапезунде. Большая часть – в Сербии. Причины: большие амбиции, культура, финансовые возможности и наличие художников из Константинополя и Никеи, работавших в Сербии. Церковь Успения Богоматери на Студенице (сооружена Стефаном Неманей) была расписана в 8-9 годах. Графическая проработка, декоративные приемы, чрезмерное удлинение фигур – исчезли. Уступили место моделировке фигур. Светлые яркие краски, разбавленные иногда золотистыми тонами. Программа все больше отдает предпочтение западной стене для композиции Распятия. Бесспорное иконографическое и семантическое обогащение содержимого. Под телом Христа – Богоматерь с двумя святыми женами, Иоанн и центурион, признавший Божественность Христа. Прямо над ними под вытянутыми руками Всевышнего персонификация Церкви, охраняемой ангелами, набирающей в чашу кровь Христа. Ниже – персонификация поверженной Синагоги, подталкиваемой ангелом к краю композиции. Победа христианства над иудейством. Совсем наверху – два печальных ангела, фланкированных двумя пророками, предсказавшими это событие. Персонифицированные луна, солнце, звезды вносят лирическое настроение в композицию. Остальная часть программы обычная. На 4 пилястрах – святые покровители первых князей династии. Портреты Стефана Немани и его сыновей сгруппированы выше гробницы основателей. Росписи сделаны художниками из Константинополя. Групповой семейный портрет Неманей. Они потом будут в Сербии часто повторяться. Фрески церкви Богородицы Левишкой в Призрене почти исчезли, но можно разглядеть, что в сцене «Исцеления слепого» лица даны в новой трактовке. Мягко очерченный нос (как в раннехристианских). Новые идеи. Прогресс. Церковь Спаса Нерукотворного (Солоники) 18 великомучеников. Видно, что мастер – дарование. Очертание ртов и глаз, свободная живописная трактовка, широкие мазки. Эти лица не имеют ничего общего с аскетичными образами, к которым тяготела традиция прошлого. Этому новому подходу к рисунку, стремлению очеловечить лица изображаемых не суждено было стать общим правилом, но все же видим довольно часто. Епископская церковь в Эвритании смелый характер, много изменений. Духовность заменяется на человечность. Художники возвращаются к объему, вдохновение из античных памятников. Задача простая. Особое внимание – анатомии, подчеркивают ее одеждой, тенями, светом, моделировка, полутона. Эмоциональная сторона образа. Ей наделяются даже святые и патриархи. Движения становятся легкими, в рисунках преобладают кривые линии и округлые формы. движения развертываются по плоскости, попытки создания перспективы, новый ландшафт. Драпировки и пейзаж занимают все более заметное место. Церковь Вознесения в Милешево. Имитация стиля фресок в церквях Солоник. В апсиде – несколько епископов и патриархов, сцены разворачиваются справа налево и снизу вверх. Редкая сцена с изображением Христа, благословляющего апостолов перед своим вознесением. Значимость портретов в нефе, их пытались подчеркнуть (Владислав с макетом церкви, а над ним – ангел, возвещающий Марии о Воскресении Господнем). Изображен Константин Великий, причисленный к лику святых и ставший образцом для всех.

Архитектура и живопись раннехристианской эпохи Виды проецирования, типы задач, графические задания
Англия: Уильям Хогарт "Автобиография". "Анализ красоты"1753. Обращение к новым жанрам - к современным моральным сюжетам. Показать жизнь как на театральной сцене. Противоречие - протест против академических канонов и установить незыблемые нормы красоты.