конструктивисты Художественный язык конструктивизма направления в искусстве абсолютное творчество Искусство коммуны Левый фронт искусства белый супрематизм Владимир Татлин


БУРКХАРДТ, ЯКОБ КРИСТОФ (Burckhardt, Jacob Christoph) (1818-1897), швейцарский историк. Родился в Базеле 25 мая 1818. Получил образование в университетах Берлина и Бонна, где изучал теологию, историю и искусство и испытал влияние немецких историков Леопольда Ранке, Готфрида Кинкеля и Франца Куглера.

Конструктивизм.

В художественной среде происходит обострение дискуссий, какой фланг художественного фронта должен считаться истинно пролетарским. Это вечная проблема об истинно пролетарском искусстве, и каким оно должно быть. Какое из направлений действительно выражает дух социалистической революции. И, соответственно вправе рассчитывать на гос. поддержку. Т.е это во многом борьба за гос. поддержку, а значит за средства выживания. Левые борются без пощады. Они говорят, что необходимо не допустить иллюзий торжества незримых форм искусства. И рассуждают о близости футуризма природе соц. труда. Собственно об этом говорили еще футуристы в 15 году. Они были за искусство такого рода, и когда свершилась революция, они были уверенны, что именно искусство футуризма будет востребовано революцией. Т.о. начинает действовать механизм конкуренции между художественными силами с политической подоплекой. Это начинается уже в 20-е годы. И к сер 30-х, когда сформируются союзы художников, писателей, композиторов, этот механизм включится по полной программе. Дело в том, что власти, таким образом, очень хитро столкнут лбами самих же художников. Получится, что не власть напрямую давит того или иного мастера, а его давят его собственные же коллеги. Эта ситуация разовьется уже в 30-е годы и дальше машина начнет работать. Но намечается эта конкуренция уже в 20-е годы.

 Творчество молодых конструктивистов ориентировано на широкие массы. Тогда, как правые заигрывают именно с властями. А правые для нас – это АХРР. Правые сразу начинают делать вещи, которые понятны и нравятся власти, соответственно, доступны народу. Экспериментирующие молодые конструктивисты напрямую обращаются к народу, к публике, желая ее таким образом заинтересовать и увлечь.

 В Системе агитзаказов в 20-е годы доминирует прагматизм. Т.е ориентация на злободневность. Пропаганда политических и хозяйственных достижений страны. В частности, вспомните лозунги 20-х гг. Это, прежде всего, пропаганда успехов советской власти, борьба с внешними и внутренними врагами (вспомните окна РОСТА, политическую сатиру рубежа 10\20х гг.). Иначе воспринимают свои задачи художники-авангардисты. Тех, которых в 10-х годах называют футуристами, а в 20-е конструктивистами. Они провозглашают идею «индивидуаль анархизма творчества» (цитата). Их цель – будущее. Средства – строительство авангарда, революционного искусства. Художники называют себя революционерами духа. А Маяковский пишет о том, что для стройки новой культуры нужно новое место, как он выражается: «Нужна Октябрьская метла». При этом, работа художников понимается как «инженерная, нужная для оформления всей нашей жизни». Художник востребован как инженер, проектирующий новую жизнь. Однако, с точки зрения советских заказчиков, искусство революционное оказалось более звучно искусству агитационному, которое было понятнее. Поэтому, предпочтение отдается традиционному, реалистическому искусству. И конструктивисты, не смотря на весь их энтузиазм и напористость, активность, оказываются невостребованными. В 30-е годы их назовут формалистами. Собственно, здесь уже складывается конфликт между тоталитаризмом и свободой творчества.

Архитектура и живопись раннехристианской эпохи Виды проецирования, типы задач, графические задания Художественный язык конструктивизма
Были художники, которые озвучивали теорией свои художественные опыты - Делакруа, Энгр, Курбе (обосновал реализм). Художественные критики: Флобер, Золя, Гюго, Стендаль, Бодлер. Но это не теоретизирование, а стремление дать свою оценку, поделится впечатлением. Была традиция писаний текстов об искусстве и в искусстве была некая самоцель.