конструктивисты Художественный язык конструктивизма направления в искусстве абсолютное творчество Искусство коммуны Левый фронт искусства белый супрематизм Владимир Татлин


Яков Бургхарт 1818 - 1897. Учитель Вельфлина. Швейцарец. Профессор Базельского университета. "Культура Возрождения в Италии". Именно Буркхард выделяет культуру как отдельный момент истории. Идея "вечных констант" - искусство говорит об одном и том же, но в разных формах.

 Эволюция авангарда т.о. прослеживается как: футуризм – конструктивизм – формализм. 

Хроника развития событий. Жизнь направления в искусстве 20-х гг.

1915 г – Родченко выдвигает идею механической абстракции, которая утверждается в качестве стилевой дефиниции. Это прямой путь к идее превосходства машины над человеком.

1919-22 г – Родченко и его сотоварищи будут называть себя производственниками. В то же время, это предвосхищение инженерной эстетики, расцвет которой наблюдается после 1918 года. Одновременно это противовес футуристической зауми и алогизму форм.

1915 г – вокруг Малевича образуется супрематический кружек «Супремус». Костяк этого кружка – Попова, Удальцова, Розанова и Клюн. Его цель – исследование. Теоретическое и практическое обоснование абстрактной живописи. Идея – возможность выхода живописи в другие области духовной жизни ч-ка, такие, как музыка, поэзия и философия. Малевич даже задумывал издавать журнал с соответствующим название «Супремус» в 1916 году. Однако ничего у него не получилось, и журнал ни разу не был издан.

1917 год – последняя выставка нового состава Бубнового Валета (далее БВ). На которой был показан супрематизм. В частности работы Малевича, Поповой, Розановой, Экстер, Ивана Клюна (наст. фамилия Клюнков). Для них был выделен отдельный зал.

1918 год – кружок «Супремус» распался.

1917 год – премьера пьесы О.Уайлда «Саломея». В супрематическом оформлении Александры Экстер и в постановке Александра Таирова (наст. фамилия Корнблит).

1919 год – состоялась выставка «Беспредметное творчество и супрематизм» в Москве. В выставке принимали участи: Малевич, Попова, Клюн, Веснин (вообще на самом деле их было три брата), Родченко и Степанова (они б. муж и жена). При этом, уже на той выставке, Малевич и Родченко выступают как антагонисты.

1919 год. В это же время возникает «линейный» стиль Родченко. А в 1921 году Родченко напишет статью «Линия». Его обуревают желания исключить из труда художника зависящую от воли случая «маленькую сенсацию», как он это формулирует. Поэтому Родченко предлагает обратиться к линейке и циркулю, который он противопоставляет неточности руки. «Черный квадрат» Малевича нарисован от руки, соответственно в нем нет ни одного по настоящему прямого угла. Это рукотворное произведение. В противовес Малевичу Родченко выдвигает идею «линейки и циркуля». Чтобы «исключить маленькую неточность, дрожание руки художника, рукотворность произведения».

Архитектура и живопись раннехристианской эпохи Виды проецирования, типы задач, графические задания Художественный язык конструктивизма
Средовой детерминизм (первые два - детерминизм материала, техники) - влияние климата, политики, социального аспекта, связи между творчеством и средой. Что-то похожее есть у Винкельмана (он объяснял совершенство греческого искусства голубым небом и мягким климатом, но именно Тен стал рассматривать воздействие климата как некий императив.)