конструктивисты Художественный язык конструктивизма направления в искусстве абсолютное творчество Искусство коммуны Левый фронт искусства белый супрематизм Владимир Татлин


Яков Бургхарт 1818 - 1897. Учитель Вельфлина. Швейцарец. Профессор Базельского университета. "Культура Возрождения в Италии". Именно Буркхард выделяет культуру как отдельный момент истории. Идея "вечных констант" - искусство говорит об одном и том же, но в разных формах.

Конструктивисты выдвигают идею общественной пользы и материализма в противовес беспредметничеству. Важно учесть, что между Малевичем и конструктивистами также мало общего. Малевич – это идеологическая утопия, это концептуальное проектирование в отличие от того, к чему стремятся конструктивисты. А они стремятся к утилитарному применению своих идей. Литературные и художественные критики превращаются в социально-политических, так как конструктивизм во многом движение идеологизированное, политизированное.

 В конце 1918 года в Петрограде выходит первый номер еженедельной газеты «Искусство коммуны». Вышло всего 19 номеров. Эта газета становится трибуной авангарда. В подготовке газеты принимает участи Николай Пунин. Виктор Шлосский (?), Владимир Татлин, Казимир Малевич, т.е. т.н. коммунисты-футуристы. Именно так они себя и называют. В этом же журнале печатаются статьи конструктивистов Бориса Кушнера и Осипа Брика.

 В 1919 году состоялась сеть выставок под покровительством правительства. Цель – представить все возможные художественные направления. Одна из этих выставок была посвящена Ольге Розановой, умершей в 1918 году. А на XIX гос выставке почти всю экспозицию занимают работы Родченко. Т.е. представьте себе, какова динамика этого процесса.

 В 1920-м создается ВХУТЕМАС.

  В 1921 вводится НЭП. Деятельность авангардистов на некоторое время затормаживается. На поверхность выходит буржуа со своими интересами. Не случайно Владимир Лебедев иронизирует над ними в своей серии.

 В этом же году конструктивисты организуют выставку «5*5=25». В ней принимают участие: Родченко, Степанова, Попова, Экстер и Александр Веснин. Родченко утверждает три чистых цвета. На этой выставке будет повешено три его работы. Они представляют собой квадраты синего, красного, желтого цвета.

Архитектура и живопись раннехристианской эпохи Виды проецирования, типы задач, графические задания Художественный язык конструктивизма
Средовой детерминизм (первые два - детерминизм материала, техники) - влияние климата, политики, социального аспекта, связи между творчеством и средой. Что-то похожее есть у Винкельмана (он объяснял совершенство греческого искусства голубым небом и мягким климатом, но именно Тен стал рассматривать воздействие климата как некий императив.)