конструктивисты Художественный язык конструктивизма направления в искусстве абсолютное творчество Искусство коммуны Левый фронт искусства белый супрематизм Владимир Татлин


Яков Бургхарт 1818 - 1897. Учитель Вельфлина. Швейцарец. Профессор Базельского университета. "Культура Возрождения в Италии". Именно Буркхард выделяет культуру как отдельный момент истории. Идея "вечных констант" - искусство говорит об одном и том же, но в разных формах.

Родченко. Проектирует газетный киоск. Это его ранняя работа 1919 года. Опять же, если говорить о формах, то явно влияние супремптизма. Родченко в конечном итоге ополчается против Малевича и выдвигает против него собственную теорию, на раннем этапе своего творчества испытывает его непосредственное влияние.

Малевич, «Супрематизм» 1918 год. Малевич разрабатывает идею белого супрематизма. В противовес «белого на белом» Малевича Родченко выдвигает идею «черного на черном».

Родченко, «Черное на черном» 1918 год. Нужно как-то «уесть» Малевича, на самом деле учителя во многом, и Родченко выдвигает такую идею. На самом деле все очень контрастно, все очень прямолинейно и банально. Но, тем не менее, очень характерно для авангарда. Это бесконечная борьба и столкновения теорий, мнений и идеологий.

В 1919 году Родченко обращается к идее линейки и циркуля.

Беспредметная композиция №86. Наз-ся «Плотность и вес». 1919 год. Здесь доминирует черный цвет. Это все та же идея черного на черном. Идея окружности и линии будет теперь доминировать в творчестве Родченко.

В 1919 году он экспонирует свою серию «Черное на черном». А в 1921 напишет статью «Линия».

Композиция 1920 год. Он говорит о трех цветах, которые он заявляет как основные. Это синий, желтый и красный, они здесь присутствуют. Опять же идея прямой линии, окружности и движения. Собственно того самого кинетизма. О котором говорят Наум Габо и Натан Певзнер. Эти кинетические идеи лягут в основу кинетизма 60-х годов.

Подвесная конструкция 1920 года. Это в какой- то мере влияние Татлина, который в 20-е годы примыкает к конструктивистам. Это идея организации пространства. Не только пространства листа. Но коль скоро речь идет о движении, о ритме, о некой движущейся конструкции, то напрашивается сама идея воплотить ее в объемной форме. Эта конструкция состоит из вычерченных по циркулю окружностей.

Линейный рисунок. Илл. к его трактату «Линия» 1921 года. Тетрадный листочек бумаги и проведенная линия. И внизу автограф «Р» - Родченко. Что такое «Черный квадрат»Малевича – это событие, это потрясение в мире искусства. Что можно противопоставить черному квадрату? Родченко это мучит страшно. Ему тоже хочется отличиться. И он придумывает такую вещь. Линию он проводит рейсфедером, или узкой кистью по линейке. Для окружностей он использует циркуль.  В его работе отсутствует традиционная живописность, без мазков, без случайностей.

Архитектура и живопись раннехристианской эпохи Виды проецирования, типы задач, графические задания Художественный язык конструктивизма
Средовой детерминизм (первые два - детерминизм материала, техники) - влияние климата, политики, социального аспекта, связи между творчеством и средой. Что-то похожее есть у Винкельмана (он объяснял совершенство греческого искусства голубым небом и мягким климатом, но именно Тен стал рассматривать воздействие климата как некий императив.)