конструктивисты Художественный язык конструктивизма направления в искусстве абсолютное творчество Искусство коммуны Левый фронт искусства белый супрематизм Владимир Татлин


Яков Бургхарт 1818 - 1897. Учитель Вельфлина. Швейцарец. Профессор Базельского университета. "Культура Возрождения в Италии". Именно Буркхард выделяет культуру как отдельный момент истории. Идея "вечных констант" - искусство говорит об одном и том же, но в разных формах.

Элль Лисицкий.

Футболист 1922 г. Илл. к книге Оренбурга «Шесть повестей о легких концах». Мы знакомы с проунами Элля Лисицкого. Во многом в своей илл он ориентируется и на Родченко и на Малевича. Получается гремучая смесь. Здесь важно расположение по диагонали. Это дает динамику, которая востребована конструктивистами – идея кинетических ритмов. Здесь фотоколлаж сочетается с коллажем изобразительным.

Конструктор. «Автопортрет с циркулем» 1924г. Это илл к идее Родченко о линейке и циркуле. Лисицкий говорит о себе ни как о художнике, или архитекторе, которым он является, а как о конструкторе. Это идея конструирования. Что-то среднее между негативом и позитивом.

Владимир Татлин выдвигает свой лозунг: «Не к новому, не к старому, а к нужному». Под его руководством студенты ВХУТЕИНа делают всевозможные нужные предметы. Этим же занимаются в мастерской Родченко. Там проектируются различные комплексы оборудования.

Станция международного автобусного сообщения, газетные киоски, оборудование речного пароходства. Например. Речной пароход, который воспринимается как дом для отдыха.

По плану обучение во ВХУТЕМАСе возникают ситуации по принципу простое-сложное. Как, например однофункциональное – многофункциональное; статичное – динамичное и т.д. Цель – развить у студентов изобразительские, комбинаторские, изобретательские и композиционные способности. Самое главное здесь – это изобретательство и комбинаторство. Важно: инструментальное отношение к вещи, как к вещи работающей. Например, как она должна складываться и раскладываться – появляется складная кровать. Или изменять свою функцию – кресло-кровать.

Родченко. Рабочий клуб, отделка интерьера 1925 год. Этот проект был показан в Париже.

Библиотека рабочего клуба. Т.ж.был показан в Париже на выставке 1925 года. Здесь все должно быть функциональным, удобным. Стилистика минимализма, но на самом деле это стилистика конструктивизма, где нет ничего лишнего.

Архитектура и живопись раннехристианской эпохи Виды проецирования, типы задач, графические задания Художественный язык конструктивизма
Средовой детерминизм (первые два - детерминизм материала, техники) - влияние климата, политики, социального аспекта, связи между творчеством и средой. Что-то похожее есть у Винкельмана (он объяснял совершенство греческого искусства голубым небом и мягким климатом, но именно Тен стал рассматривать воздействие климата как некий императив.)