европейский Ренессанс Об эпохе Возрождения неоплатонизм светская культура античные науки и искусства Эстетика Ренессанса принципы гармонии и симметрии платонизм философская школа достижения философии и эстетики


Джованни Пьетро Беллори - звание главного антиквария г. Рима, коллекционер, друг Пуссена, "Жизнеописания" - делает отбор наиболее значительных мастеров(Караччи, Караваджо, Рубенс, Пуссен) Очень подробно понятие "школа" - не связь ремесленных и бытовых традиций, а стилистическое единство худ творчества.

Общая характеристика эстетики Возрождения

Из новейшей литературы по вопросам эстетики Ренессанса

Человек, ставящий своей целью художественное овладение природой, прекрасно сознает, что в абсолютном смысле оно или вообще невозможно, или возможно только в некоторых отношениях. Но отсюда вытекает, и это вполне естественно, неудовлетворенность возрожденческого человека и невозможность для него остановиться на том или ином достигнутом результате. Казалось бы, если речь идет только о земных вещах и эти вещи для человека вполне доступно создавать, то тут же должна быть у него и полная удовлетворенность своим творчеством. Но всякий изучавший искусство Ренессанса не без удивления наталкивается на огромную неудовлетворенность, переживаемую художниками Возрождения, и притом несмотря ни на какие античные принципы гармонии и симметрии.

Но где же та философия, которая могла бы в ясной и четкой форме осознать такую художественную сложность Возрождения? В книге А.Шастеля можно найти немало намеков на эту специфически возрожденческую эстетику. Но в приведенном рассуждении мы ее не видим в отчетливой форме. Значит, даже такой глубокий образ, как образ Великого Художника, даже и он, несмотря на свою огромную значимость для эстетики Ренессанса, все-таки не вскрывает возрожденческой эстетики во всей ее философской сущности. Эстетика той или иной эпохи может опираться на какие-нибудь символы или мифы, характерные для этой эпохи, но эстетика для нас все же не есть ни просто система символов, ни просто мифология. Эстетика для нас есть наука, пусть не формулированная в данную эпоху с необходимой точностью, но зато продуманная во всей ее логической последовательности. Первобытное и «примитивное» искусство

Прочитаем еще одно весьма важное рассуждение того же автора: «Именно в религиозной архитектуре отвержение готических форм произошло врезкой и убедительной форме, начиная с новых базилик Брунеллески. В большей мере, чем использование арок с полным сводом, плоских потолков или даже колонн античного типа, этому послужила унификация внутреннего пространства; здесь мы видим организованное целое, где ничто не скрыто от взора, где все кажется занимающим необходимое место. Игра перспективы умножает сочетания линий и объемов; но зритель должен понимать, что эта распределенность стремится вызвать сосредоточение духа, а не его бегство. Зритель оказывается помещенным в лоно пространства удивительно строгого и спокойного; он идет по тому идеальному миру, о котором говорит Альберти.

Архитектура и живопись раннехристианской эпохи Виды проецирования, типы задач, графические заданияИсследования в области мирового Возраждения
Германия. Иоахим Зандрарт. "Немецкая Академия" путешественник и патриот, немецкое искусство как теория и история мирового искусства. Тяжеловесная академическая доктрина. Компилятивный характер, заимствует разделы у Вазари, Ван Мандера, Ридольфи, Серлио и Палладио и отдает свое предпочтение то тем, то другим.