параметры экспозиции оптический видоискатель диафрагма затвор Выдержка Экспозиция экспонометрические приборы экспокоррекция профессиональные пленки технология маскирования Светочувствительность Цветовая насыщенность портретная съёмка


Кратность светофильтра
Число, на которое нужно умножить значение выдержки при съемке без светофильтра, чтобы получить адекватный результат при использовании светофильтра. Это компенсирует поглощение светофильтром некоторых лучей спектра.

ФОТОПЛЕНКА И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭКСПОЗИЦИИ
Пленка
С появлением дешёвых автоматических камер материал этой главы почти утратил свою актуальность. Тем не менее, было принято решение его оставить, так как он все же представляет ценность для владельцев старых фотоаппаратов и более глубокого понимания процесса фотографирования. Обладатели цифровых камер могут легко провести паралели, заменив понятие плёнки светочувствительной матрицей - вот только негатива в этом случае нет. (Прим. ред)

Экспозиция — количество света, которое воздействует на пленку — определяется величиной диафрагмы и выдержки. Чтобы установить правильную экспозицию, нужно знать светочувствительность пленки и яркость объекта (освещенность и тональность). Рассмотрим факторы, связанные с выбором пленки.

Размер пленки и ее чувствительность

Прежде всего надо определить, какой размер пленки соответствует вашему фотоаппарату: в одни вставляются специальные кассеты размером 110 или 126, для других подходит катушечная пленка больших размеров, но самый популярный формат для зеркальных аппаратов с одним объективом и фотокамер прямого видения—это пленка шириной 35 мм в металлической кассете. Такой пленки хватает на 20 или 36 снимков, размер каждого кадра 36x24 мм.

Следующим важным фактором при выборе пленки является ее чувствительность, которая приводится в единицах ASA или числах DIN. Числа DIN используются преимущественно в Европе, хотя обычно на пачках пишут те и другие величины.

Чем выше число ASA, тем больше чувствительность. Чем чувствительнее пленка, тем меньше время экспонирования, но тем «грубее» и зернистее получится ваш снимок. Это объясняется тем, что чувствительность пленки повышается, как правило, за счет увеличения зерен серебра, поэтому негативы выходят зернистые, что особенно заметно при увеличении.

Чтобы выбрать чувствительность пленки, нужно оценить условия освещения и яркость объекта съемки. Пленки 64, 32 ASA и меньше отличаются низкой светочувствительностью и очень мелкой зернистостью. Им следует отдать предпочтение, если необходимо высокое качество и хорошая проработка деталей, но тогда для съемки потребуется яркое освещение. Малочувствительная пленка подойдет и при длительной экспозиции, чтобы смазать кадр, передержки при этом не бывает.

Пленки 125 ASA также мелкозернисты и в целом более приемлемы. Они идеальны для усредненных условий съемки на открытом воздухе и хорошо освещенных объектов в помещении. На высокочувствительных пленках 400—800 ASA появляется «зерно», однако они достаточно чувствительны для съемки самых разнообразных объектов на открытом воздухе и в помещении. Ультрачувствительные пленки 1000 ASA и выше предназначены прежде всего для объектов со слабым освещением, либо применяются в том случае, если вы намеренно стремитесь получить эффект «зерна» или хотите «заморозить» быстрое действие короткой выдержкой.

Лучше всего пользоваться пленкой с одинаковой чувствительностью—125 ASA или 400 ASA—для обычных съемок и привыкнуть к ней. Меняйте ее при съемке необычных объектов.

Почти со всех черно-белых пленок получают негатив, и светлые зоны объекта оказываются темными, а темные выглядят как чистая пленка. При печати тона меняются на противоположные, и получается позитивное изображение. С каждого негатива можно сделать сколько угодно отпечатков.



Чувствительность пленки и зернистость

Снимок слева сделан на пленке ASA 32. Увеличение 1:6, но зернистости почти нет. Соседний снимок проэкспонирован на пленке 1250 ASA. При том же увеличении пленка дает ярко выраженный зернистый рисунок. Особенно зернистость хорошо видна в среднесерых зонах. Она уничтожает мелкие детали, но дает ощущение фактуры, которое весьма выгодно при съемке некоторых объектов.


Астигматизм
Оптическая аберрация, при которой параллельные световые лучи, проходящие через объектив под наклоном, фокусируются в виде линии, а не точки.


Типы задач начертательной геометрии Оборудование и материалы для фотосъемки Фокусировка диафрагма и глубина резкости экспозиция История развития фотодела