точки съемки построение кадра Свет Композиция Светотень Золотое сечение Композиционный центр пейзажная фотография Длиннофокусные объективы Телефотоконвертер Светофильтры Изменение экспозиции репродукционная съемка Система зон


Крупноплановая насадка
Приспособление, позволяющее осуществлять наводку на резкость с более короткого расстояния, чем при съемке обычным объективом. Это могут быть приставной тубус, мех или сменная линза. Крупноформатный фотоаппарат
Общее название фотоаппаратов, рассчитанных на снимки форматом 9x12 см и более.
Характер освещения
Свет — это основной материал фотографа. Количеством света определяется, возможно ли вообще сделать снимок, а от его качества и направления зависит, как объект будет передан на изображении. Чтобы хорошо скомпоновать кадр, вы должны научиться предугадывать, как изменение освещения повлияет на окружающие вас предметы. Освещение способно передать настроение, привлечь внимание к какой-то детали, подчеркнуть либо исказить форму, выделить фактуру.

Иногда удается выбрать освещение, необходимое, по вашему мнению, для данного объекта, — нужно просто подождать подходящей погоды или времени дня. В других случаях приходится пользоваться тем освещением, которое имеется, стараясь получить от него все возможное.

Солнечный свет в ясный день дает довольно жесткое освещение. Тени обычно сильно затемнены, а края резко очерчены. Иногда тени выглядят ярче самого объекта и сливаются с его формой.

Жесткое освещение позволяет прекрасно выделить фактуру, форму, создать интересные узоры, но оно нивелирует детали, упрощает поверхности в зонах яркого света или густой тени. В ходе фотографического процесса от экспонирования до печати контраст между светлыми и темными участками увеличивается, поэтому при жестком освещении окончательный отпечаток будет чересчур контрастным.

На другом полюсе — уличный свет, рассеянный туманом или сильной облачностью, он дает очень мягкое освещение. Тени довольно слабые и не доминируют в изображении, малая контрастность помогает передать форму предметов, подчеркнуть объемы. Такое освещение больше подходит для сложных, имеющих много деталей объектов, которые при наличии резких теней было бы трудно запечатлеть с достаточной четкостью.

Уровень контрастности фотоматериалов можно регулировать в процессе проявления и печати. Контраст изображения можно увеличить или уменьшить с помощью передержки или недодержки, немалую роль играет и сорт бумаги.

Жесткий свет

Жесткое освещение возникает, когда имеется относительно компактный источник света. Зоны позади объекта создают сильные тени, снимок слева вверху. К источникам жесткого света относятся солнце (оно относительно невелико на фоне неба), лампы-вспышки, электрические лампы.

Мягкий свет

Освещение смягчается, если свет рассеянный, скажем, когда солнце пробивается сквозь облака или свет отражается от светлой поверхности. В результате создается усредненное освещение, зоны теней лишены яркости, их края смягчены (снимок вверху).

Жесткий солнечный свет вечером

На снимке вверху видно, как жесткий свет позволяет выделить простые формы. Сильные лучи вечернего солнца выявляют грубую фактуру стен, фигура человека вырисовывается почти силуэтом, за счет длинных теней создаются интересные линии. Экспозиция замерялась по белым стенам, чтобы с максимальной точностью передать каменную кладку и ограничить теневые участки густыми черными проемами.

Мягкий рассеянный дневной свет

Портрет слева был сделан днем при затянутом облаками небе, здесь видно, как рассеянное освещение помогает передать форму и детали. Если вы стремитесь к максимальному прочтению деталей, освещение часто оказывается самым удачным именно в пасмурные дни. Поскольку свет был довольно тусклым, диафрагму открыли широко (f4), что позволило дать сильную дифференциальную фокусировку. Экспозиция замерялась около лица девочки.


Бромистая фотобумага
Наиболее распространенный вид фотобумаги для фотопечати и увеличения с черно-белых негативов. Ее светочувствительная эмульсия состоит в основном из бромистого серебра.


Типы задач начертательной геометрии Оборудование и материалы для фотосъемки Фокусировка диафрагма и глубина резкости экспозиция История развития фотодела