точки съемки построение кадра Свет Композиция Светотень Золотое сечение Композиционный центр пейзажная фотография Длиннофокусные объективы Телефотоконвертер Светофильтры Изменение экспозиции репродукционная съемка Система зон


Лампа-вспышка
Стеклянная лампа одноразового применения с циркониевой дугой в кислороде. Дает яркую вспышку под током низкого напряжения. Обычно, чтобы избежать частых замен, четыре и более ламп-вспышек соединены в специальном контейнере.

Композиционный центр сохранился бы, только он не был бы столь очевидным. Его роль сыграла бы умозрительная точка, в которой сходятся перспективные линии. Именно она, а не фигурка человека держит композицию этого снимка.

Снимок на рис. 3 представляет собой добротное законченное произведение. Он снят по всем законам композиции. Его не за что ругать и критиковать. Он достаточно «красив» и наверное привлечет внимание зрителя, будучи опубликованным или помещенным в фотоальбом.

Он всем хорош, кроме одного: его нельзя назвать произведением искусства. Он не создает настроения.

А теперь давайте глянем на это фото.

Согласитесь, что-то в нем есть. Что-то шевельнулось в вашей душе, когда вы взглянули на этот снимок, не так ли? Две маленькие человеческие фигурки, удаляющиеся в океанскую даль. Одинокие фигурки среди огромного пространства песка и воды. Два уходящих человека в огромном пространстве.


Рис. 4
Тут есть настроение. И тут есть композиция.

Но композиция другого рода, построенная не по, а скорее вопреки, принятым методам. Тут нет линий, которые выражали бы перспективу. Тут нет выраженного разделения предметов на передний, средний и дальний планы. Тут нет тональных перепадов, раскрывающих пространство.

Тут есть только само пространство и две маленькие человеческие фигурки. И все.

Если начать проводить анализ, то вы поймете, что единственное, за что может зацепиться глаз на этом снимке, это только две эти самые фигурки. И он цепляется за них. И начинает дальше двигаться не от краев к центру снимка (как того требуют каноны композиции), а от центра к краям. Движется и ничего не находит... И уходит за границы снимка, поскольку эти границы здесь не обозначены, их нет, этих границ. И именно за счет этого у зрителя возникает ощущение бездонности окружающего пространства и потерянности фигурок. Четкая граница прибоя -единственная линия на снимке -делит мир этой фотографии на два отдельных мира, мир суши и мир океана. И то, что фигурки уходят вдаль, в океан, усиливает ощущение их потерянности.

Поверните их лицом к зрителю - снимок много потеряет. Уберите фигурки - снимка не будет вообще.

Этим снимок и отличается от предыдущего.

Снимок на рис. 3 создан трезвым рассудком и строгим расчетом. Фотограф намеренно строил кадр по композиционным законам: специально поместил линии дороги в нижние углы, выбрал такую точку съемки, чтобы обозначилась перспектива, а фигурка человека совпала с композиционным центром кадра и тем самым усилила его.

Снимок на рис. 4 невозможно рассчитать и скомпоновать заранее. Можно только ощутить настроение при виде этой уходящей пары, ухватить это настроение и постараться передать его своим будущим зрителям. Автору снимка это удалось.

Так вот, господа. Я буду вас учить тому, как правильно снимать фотографии, подобные той, что вы видите на рис. 3.

Но целью моего обучения будет стремление к тому, чтобы вы снимали фото подобные фото на рис. 4.

Быстрый фиксаж
Фиксажный раствор, который содержит вместо гипосульфита роданат или тиосульфат аммония. Значительно сокращает время фиксирования.


Типы задач начертательной геометрии Оборудование и материалы для фотосъемки Фокусировка диафрагма и глубина резкости экспозиция Техника фотосьемки композиция и построение кадра История развития фотодела Фотография как искусство