точки съемки построение кадра Свет Композиция Светотень Золотое сечение Композиционный центр пейзажная фотография Длиннофокусные объективы Телефотоконвертер Светофильтры Изменение экспозиции репродукционная съемка Система зон


Линза Френеля
Конденсорная линза, состоящая из ряда концентрических, ступенчатых колец. Применяется в прожекторах, чтобы собирать световые лучи в концентрированный пучок, размещается позади фокусировочного экрана для равномерного освещения изображения.
Насадки и фильтры

Объективы сконструированы для работы в определенных условиях, скажем, расстояние до объекта может быть от бесконечности до метра-двух. Поэтому каждый объектив имеет ближний предел фокусировки. Насадки (тубусы, мехи) позволяют брать в фокус и более близкие объекты, но тогда объектив работает не в тех условиях, на которые он рассчитан, и качество изображения слегка ухудшается. Например, в углах оно будет менее резким, чем в центре. Тубусы и мехи для съемки крупных планов трудно использовать на фотоаппарате с матовым стеклом, потому что вы не увидите, что в фокусе. Решение этих вопросов частично дано в третьем уроке, где речь идет о всевозможных насадках.

В отличие от объективов фильтры годятся для любого фотоаппарата, если они совпадают с объективом по диаметру. При частой работе с фильтрами удобней пользоваться однообъективным зеркальным фотоаппаратом, где замеры проводятся «через объектив». Надетый на объектив фильтр уменьшает количество света, попадающего на пленку, влияет на изображение. Экспонометры «через объектив» дадут правильную экспозицию с учетом фильтра, а зеркальная система покажет, как фильтр меняет тона изображения. В фотоаппаратах с матовым стеклом экспозицию при использовании фильтра нужно вычислять, а о том, какие результаты дает фильтр, можно узнать на упаковке — и на основании собственного опыта.

Экспозиция и освещение

В подразделе рассказано, как решать вопросы экспозиции с помощью измерительной техники, дающей точные сведения в особо сложных условиях. Здесь же речь пойдет о более сложных условиях съемки в помещении, где освещение слабое и зачастую контрастное. Изучение принципов замера экспозиции поможет найти ее правильную величину для достижения особых эффектов и для получения идеальных тональных значений в наиболее важных частях снимка. Выбор экспозиции — это творческий вопрос.

Следующий подраздел посвящен искусственному освещению, в нем большое внимание уделено тому, как выглядит объект, а не особенностям фотокамер и пленок.

Существует очень тесная связь между качеством и направлением естественного дневного света и типом и расположением студийных ламп или вспышек. Перед началом дальнейшего изучения материала перечитайте подраздел «Ракурс и освещение».

Свет — это не просто техника, которая позволяет равномерно освещать объекты для получения хороших снимков. Это и творческий прием, один из важнейших в фотографии. Особенно следует выделить вспышку, ее часто устанавливают на фотоаппарат, чтобы все снимаемые объекты были освещены одинаково.

Первоначально роль вспышки выполнял магниевый порошок, который насыпали на специальный поднос, а потом зажигали его горевшей бумагой или искрой. Процесс этот был очень опасным, фотографу приходилось одной рукой открывать затвор, а другой поджигать вспышку. Позднее в лампы-вспышки вставляли магниевую фольгу и поджигали ее с помощью электричества. Фоторепортеры 30-х годов пользовались большими держателями для ламп-вспышек, прикрепленных сбоку к фотокамерам.

После второй мировой войны появились электронные вспышки, поначалу малоэффективные. С тех пор ламповые и электронные вспышки постоянно уменьшаются в размере. Сегодня маленькие вспышки-кубы или вспышки-стержни используются несколько раз, не требуя замены. Электронные вспышки зачастую ненамного больше и дают несколько сот вспышек. Вместо студийного освещения можно использовать две или три большие и мощные вспышки. Решайте сами, какой тип вспышки вам больше подойдет. Помните, что принципы освещения и необходимость тщательно выбрать и подготовить условия освещения в равной степени применимы к дневному свету, свету вольфрамовых ламп и вспышек.

Творческое использование оборудования

Последние страницы раздела как бы продолжают главу о построении кадра. Но теперь вы уже можете использовать в этих целях дополнительное оборудование, с которым познакомились. Например, линейная перспектива и фокусное расстояние объектива сильно взаимосвязаны. Это же относится и к воздушной перспективе, и к управлению экспозицией и освещением. Если научиться пользоваться двумя формами передачи перспективы, вы сумеете увеличивать или, наоборот, «забирать» глубину на снимках.

Освещение вспышкой, панорамирование и использование малой глубины поля, возникшей за счет длиннофокусного объектива, — все это позволяет выделять особенности объекта. Попробуйте применить рекомендованные методы самостоятельно — возможно, такие эксперименты заставят вас приобрести оборудование, о котором вы здесь прочитали.

В конце раздела вы узнаете о том, как дополнительное оборудование и новая методика помогают расширить диапазон изображений. Но никакая техника и методика не заменит фантазии и воображения. Каждый фотограф применяет аппаратуру по-своему, это видно из следующего раздела, посвященного индивидуальному стилю разных фотографов. Одна из опасностей фотографии как технического средства для получения изображения заключается в том, что современная фототехника, сделанная столь тщательно и прекрасно, привлекает многих сама по себе, и вместо того, чтобы делать снимки, люди начинают просто собирать ее, не принося тем самым никакой пользы. У тех, кто по-настоящему увлечен фотоделом, на первом месте должна стоять изобретательность, желание интересно передать конкретный образ, добиться определенного эффекта.


Видоискатель
Устройство для рассматривания объекта, показывающее поле зрения объектива. Виражи (тон)
Химикаты, предназначенные для изменения цвета черно-белого фотоизображения. В процессе отбеливания и окрашивания черное металлическое серебро изображения превращается в окрашенное.
Типы задач начертательной геометрии Оборудование и материалы для фотосъемки Фокусировка диафрагма и глубина резкости экспозиция Техника фотосьемки композиция и построение кадра История развития фотодела Фотография как искусство