точки съемки построение кадра Свет Композиция Светотень Золотое сечение Композиционный центр пейзажная фотография Длиннофокусные объективы Телефотоконвертер Светофильтры Изменение экспозиции репродукционная съемка Система зон


Макронасадка
Насадка на объектив (удлинительный тубус или кольцо, мехи либо сменная линза) для макрофотографии. Макрофотография
Сверхкрупноплановая фотография, в которой без помощи микроскопа получают изображение, превышающее по размерам исходный объект. Обычно кратность увеличения достигает 1:10.
ФИЛЬТРЫ
Светофильтры необходимы для точной передачи на пленке цвета. Без фильтров панхроматические пленки (черно-белые) превращают все цвета в серые тона. Использование цветных фильтров избирательно осветляет или затемняет эти тона. В цветной фотографии фильтры корректируют или искажают цветовое равновесие.

Цветные светофильтры

Светофильтр пропускает все цвета, соответствующие его собственному цвету, и затемняет вспомогательные цвета. Белые, черные и нейтрально-серые цвета никак не меняются. Всегда можно догадаться, каков будет эффект от того или другого цветного светофильтра. Для этого достаточно поднести его к глазу и посмотреть, как он влияет на цвета объекта.

Фильтры бывают в виде стеклянных дисков или вырезаются из тонкой желатиновой пленки. Они вставляются в держатели, которые привинчиваются или насаживаются на переднюю часть объектива. Бывают фильтры с держателем. Возникают трудности при насадке на сверхширокоугольные объективы, потому что держатель может попасть в поле зрения объектива. У большинства объективов «рыбий глаз» фильтры помещаются с внутреннейстороны оправы объектива. У зеркальных объективов фильтры, как правило, вставляются между объективом и корпусом фотоаппарата.

Поскольку цветные светофильтры уменьщают количество света, проходящего через объектив, надо давать более длительное экспонирование. При измерении света «через объектив» такой необходимости нет. Но при других типах экспонометров нужно умножить величину экспозиции на кратность фильтра, указанную изготовителем.

Ультрафиолетовые фильтры

Нормальная черно-белая (и цветная) пленка реагирует на ультрафиолетовый свет. Он невидим глазу, но в больших по протяженности пейзажах, ландшафтах или в горах снимки получаются заметно бледнее, чем на самом деле. Этот эффект известен под названием «воздушная перспектива». Для его устранения пользуются ультрафиолетовым фильтром. Он прозрачен, не требует дополнительного экспонирования и удаляет ультрафиолетовый свет, рассеянный атмосферой. Используют его и в цветной фотографии.

Фильтры для голубого неба

Снимок ниже сделан через оранжевый фильтр (хЗ), который как бы усиливает его дополнительный цвет — синий. Небо очень темное, возникает сильный контраст с белыми облаками.


Красный фильтр

Красный фильтр (хб) поглощает почти целиком зеленый и синий свет, на снимке эти цвета вышли темными. Красные же цвета, например, помидор, выглядят белыми.

Зеленый фильтр

Зеленый фильтр (х4) поглощает почти полностью красный и синий свет, затемняя их. Зеленый выглядит светлее.


Отсутствие фильтра

Объект ниже был снят на обычную панхроматическую пленку. На снимке тона разных фруктов и овощей примерно те же, какими их видит глаз. Помидор, огурец, петрушка — темные; яблоко, бананы и лимон — светлые. Затянутое облаками небо выглядит светло-серым. Цветной светофильтр осветляет объекты своего цвета и затемняет его дополнительные цвета.


«Впечатывание»
Прием фотопечати, который основан на дополнительном экспонировании отдельных участков изображения. При этом остальные участки изображения затемняются. Вуалирование
Усиление одного цвета на всей площади изображения в цветном фотоснимке


Типы задач начертательной геометрии Оборудование и материалы для фотосъемки Фокусировка диафрагма и глубина резкости экспозиция Техника фотосьемки композиция и построение кадра История развития фотодела Фотография как искусство