искусственное освещение Вспышка Постановка света контрасты светотени Технология съемки портрета натюрморты Одиночный источник фоновое освещение Тональность изображения Избирательный фокус Перспектива Цветовое зрение Световой спектр


Наборный объектив
Сложный объектив, состоящий из двух разъемных частей, которые можно соединять или применять по отдельности, чтобы получить два или три фокусных расстояния. Нарушение закона взаимозаместимости
Потеря фотографической эмульсией светочувствительности при очень короткой (менее 1 /10 000 с) и очень длинной (более 1 с) выдержке.

Цветовое зрение и цветная фотопленка

Окружающие нас предметы приобретают цвет в результате взаимодействия источника света с поверхностью объекта. Однако тот факт, что мы видим их в цвете, это еще и результат работы приемного аппарата — наших глаз (или цветной фотопленки, которая в конечном счете предназначена для зрительного восприятия).

Человек, как известно, видит окружающий мир благодаря зрению и реакции мозга на изображение. Задняя поверхность глаза покрыта сетчаткой — микроскопической сетью, состоящей примерно из 130 миллионов светочувствительных клеток. Некоторые клетки реагируют на цвет; их называют колбочками. Они сосредоточены в основном вокруг центра сетчатки. Другие, более многочисленные клетки — палочки, гораздо чувствительней к свету, однако не различают цвет. Они в основном удалены от центра сетчатки. Колбочки реагируют на свет так, словно они состоят в равной мере из трех различных видов рецепторов, каждый из которых воспринимает только красные, только зеленые или только синие спектральные лучи. В результате любой цвет изображения порождает различные комбинации трех основных сигналов. Синий действует только на один вид рецепторов, сине-зеленый — на два, белый или серый — на все три. Этот принцип трехцветности и лежит в основе строения цветной пленки, которая состоит из трех отдельных эмульсионных слоев, чувствительных к красным, зеленым и синим лучам.

Правда, в отличие от цветной пленки чувствительность глаза при слабом освещении понижается с точки зрения цветности. В лунном свете почти невозможно разобрать цвет автомобиля, так как ночью наше зрение «работает» за счет высокочувствительных, но не воспринимающих цвет палочек. Цветная пленка при слабом освещении не меняется. Поэтому цветные фотографии можно снимать и при лунном освещении.

Еще одно различие между цветовым зрением и цветной фотопленкой обусловлено концентрацией колбочек в центре сетчатки. Глаза воспринимают цвет в полной мере лишь на узком участке поля зрения, на участке с наиболее резкой проработкой деталей. Происходит это незаметно потому, что глазное яблоко непрерывно двигается. Попробуйте смотреть перед собой в одну точку, затем возьмите цветной предмет и на вытянутой руке едва введите в поле зрения. Вы осознаете его появление и видите общие очертания, однако на периферии сетчатки недостаточно колбочек для iочного определения цвета, и взгляд приходится переводин,.

Большинство людей, глядя прямо на предметы при ярком освещении, различают цвета, их насыщенность и яркость. Однако, примерно 8% мужчин и 0,5' < женщин страдают нарушением зрения, которое приводит к той или иной форме дальтонизма. Наиболее распространенная его форма — отсутствие способности отличать зеленые и красные тона от серых. Нарушение цветового зрения, безусловно, серьезная помеха для занятий цветной фотографией и непреодолимая преграда для цветной печати.

Дальномер (видоискатель)
Фокусировочная система фотоаппарата, определяющая расстояние от фотоаппарата до объекта съемки. Объект виден одновременно с двух точек, расположенных рядом. Два видимых изображения можно совместить, подрегулировав зеркало или подобное устройство. Регулятор обычно связан с фокусировочным механизмом фотообъектива.


Типы задач начертательной геометрии Оборудование и материалы для фотосъемки Фокусировка диафрагма и глубина резкости экспозиция Техника фотосьемки композиция и построение кадра Использование освещения История развития фотодела Фотография как искусство