авторская позиция Мысль в фототворчестве городской пейзаж Свет в кадре остроракурсная съемка Разнообразие результатов снимок в негативном изображении приемы репортажа Пространственные построения Эстетика репортажные снимки ракурс


Негатив
Проявленное фотоизображение, в котором светлые участки объекта выглядят темными, а тени — светлыми. Обычно негатив делают на прозрачной подложке. Недодержка
Результат недостаточной экспозиции при съемке или увеличении. Недодержка приводит к уменьшению плотности и контрастности изображения.

Глядя на снимок, мы прежде всего пытаемся понять мысль автора, стараемся уяснить авторскую позицию. И тогда при восприятии фотографии мы как бы движемся по вешкам, расставленным для нас в кадре. Путь, обозначенный ими, помогает понять смысл изображенной картины действительности.

Вот что замечает по этому поводу искусствовед А. Вартанов в книге «Фотография: документ и образ»: «Фотография без мысли — лишь ничего не говорящая нашему сознанию фиксация внешних форм жизни. Но и мысль, лежащая на поверхности снимка или проведенная автором слишком прямолинейно, «в лоб», также не удовлетворяет нас, производя впечатление ненатуральности, подогнанности действительности под определенный, ограниченный шаблон. Истина, очевидно, лежит где-то посередине». Путь, который проходит автор от замысла до его воплощения, иногда оказывается довольно долгим. Авторский замысел воплощается во всей совокупности элементов фотографического изображения. Иначе говоря, он должен быть выражен пластическим образом. Никакие дополнительные объяснения, комментарии не улучшат снимок, если сказанное не получило зримого выражения.


В общем виде идея пейзажа, портрета или натюрморта может существовать заранее, автор может обдумывать ее, искать подходящую натуру. Но конкретное воплощение замысел получает при непосредственной работе над снимком: во время съемки и при печати в лаборатории. Кризис, который нередко испытывают даже любители со стажем: что снимать, как избежать банальностей, не повторять других, найти свой путь, связан с недостаточным обдумыванием, осмыслением своей работы. Не случайно такой известный фотомастер, как Геннадий Колосов, обращаясь к фотолюбителям, говорил, что, по его мнению, главные трудности ждут фотографа в стадии замысла: «Надо твердо уяснить себе, что хочешь снимать, для кого и зачем».

Уже названием снимка «Домашнее задание» В. Ширяев говорит нам: хочу раскрыть характер девочки в действии.

Однако путь, которым автор шел к воплощению замысла, не во всем верен. Начнем с того, что он выбрал горизонтальный формат, хотя сюжет просится в вертикальный, центрировал композицию, чем затормозил движение в кадре. И вдобавок злоупотребил запечатыванием деталей, хотя названием подчеркнул, что его интересует поведение персонажа в конкретной обстановке. Девочка поет. Почему же у неё звук «не идет»? Оказывается, мало зафиксировать внешнее движение в сюжете. Надо, чтобы оно было подчеркнуто композиционно, иначе и самый динамичный мотив получится на снимке статичным. В. Ширяев мог бы существенно улучшить изобразительное решение. Чтобы подчеркнуть внутреннее движение, стоит, пожалуй, скадрировать снимок справа и слева (например, до крайних локонов), убрать лишнее сверху и снизу. Если слева оставить чуть больше пространства, асимметрия острее выявит движение.

Автор прислал в редакцию два варианта. Во втором он запечатал все, кроме лица, при этом пострадало изображение волос девочки. И сразу ушла экспрессия. Фотограф не почувствовал, что свободно льющиеся пряди волос словно вторят музыкальной мелодии и потому являются существенным моментом композиции. Работая над снимком, автор нарушил собственный замысел. Можно запечатывать детали, кадрировать, менять формат и т. д., но всякий использованный прием должен, конечно же, находиться в согласии с замыслом.


В. Ширяев
Домашнее задание

Диапозитив
Позитивное черно-белое или цветное изображение, полученное на прозрачной фотопленке. Диапазон яркостей
Разница в освещенности самых светлых и самых темных участков объекта или изображения.


Типы задач начертательной геометрии Оборудование и материалы для фотосъемки Фокусировка диафрагма и глубина резкости экспозиция Техника фотосьемки композиция и построение кадра Использование освещения История развития фотодела Фотография как искусство