авторская позиция Мысль в фототворчестве городской пейзаж Свет в кадре остроракурсная съемка Разнообразие результатов снимок в негативном изображении приемы репортажа Пространственные построения Эстетика репортажные снимки ракурс


Негатив
Проявленное фотоизображение, в котором светлые участки объекта выглядят темными, а тени — светлыми. Обычно негатив делают на прозрачной подложке. Недодержка
Результат недостаточной экспозиции при съемке или увеличении. Недодержка приводит к уменьшению плотности и контрастности изображения.

ТОН И СВЕТ

Свет в кадре, его разнообразные оттенки — важная часть любой композиции. Световые оттенки, или тона, различаются по яркости. Когда говорят о тональности снимка, имеют в виду преобладание определенных — белых, серых или темных тонов. Тональность производит активное эмоциональное впечатление на зрителя. Причина такого воздействия коренится в вековом психологическом опыте человека. Черный цвет издавна ассоциируется с ночью, с чем-то таинственным, неизвестным. Потому снимок, напечатанный в темной тональности, независимо от сюжета, выглядит драматичнее, чем то же изображение в светлых тонах. Белый цвет и оттенки светлосерого вызовут представление о чем-то радостном и мажорном. Кстати сказать, нынешняя популярность контрастной печати во многом связана со стремлением драматизировать сюжеты. Но жесткая контрастная печать сужает пластические возможности.

Портрет девушки-строителя работы В. Нисенбаума, напротив, исполнен в широком диапазоне тонов: от белого через серебристо-серые до темных. Чтобы получить такую богатую моделировку, автор снимал у окна. Мягкий свет прекрасно проработал формы лица, выделил его на темном фоне. Легкий поворот головы — и падающий на лицо свет стал боковым, дал блики, заигравшие на губах и щеках и, что особенно важно, в глазах. Взгляд стал живым, в лице появилась характерность. Все детали — выбившаяся прядь волос, складки платка, край рукава, точно вписанный в угол кадра, — работают на портретную характеристику. Фотограф удачно использовал стилистику студийного портрета, хотя снимал в рабочей обстановке.

В. Нисенбаум
ПОРТРЕТ СТРОИТЕЛЯ

Тональное соотношение одних и тех же предметов зависит от характера освещения. Сравните хотя бы, как выглядит пейзаж из вашего окна в пасмурную и солнечную погоду, При печати появляются дополнительные возможности с помощью тона внести в снимок авторскую окраску, В работе «Заповедный уголок» В. Любушко как раз таким образом стремится выразить взволновавшие его мысли. Чтобы передать пластику лебединого тела, живое ощущение фактуры самого оперения, ему пришлось печатать «по светам», Естественно, снимок увело в темную тональность, и чернота залила поверхность пруда. Фактура воды пропала, зато заиграл контраст тональностей. Он выявил форму каждой птицы, выделил их в кадре и сделал смысловым центром композиции.


КОНТРАСТ

Можно сказать, что всегда действует правило: чем больше контраст тона, тем рельефнее предмет и тем сильнее он выделен на снимке. Именно по этой причине так впечатляюще выглядят олени на фотографии «В пастушьем дозоре». Контрасты являются главной воздействующей силой изображения и во многом определяют его выразительность. Их роль в композиции универсальна, в той или иной степени они имеют отношение ко всем элементам снимка.

Скажем, в натюрморте В. Чиркова композицию держит контраст строгой овальной формы яйца и причудливых изгибов цветовых коробочек, сопоставление разных фактур.

В пейзаже И. Ларионовой свой смысловой оттенок имеет контраст между линией дорожки и вертикалями деревьев. В «Поединке» Э. Добелиса различие в положении фигур важно для построения этой лаконичной композиции.

Контраст психологических состояний главного героя и остальных ребят обостряет сюжет в снимке А. Нарожнего «Болельщики», «Болеют» все, но достаточно сдержанно. Наш герой переживает особенно сильно. Жест рук, сдерживающих рвущийся крик, отрешенный взгляд, даже беспорядок в прическе — все говорит о глубоком переживании. И то, что паренек оказался впереди условного ограждения — белого шнура, отделившего его от товарищей, также призвано подчеркнуть, что он весь там, на площадке, в гуще борьбы. По традиционным правилам композиции герой, событие «располагаются» на втором плане, а передний служит как бы подходом к действию, своеобразным обрамлением сцены. В современной фотографии герой и событие активно перемещаются на первый план, как это и случилось в данном снимке.

А. Нарожний
БОЛЕЛЬЩИКИ

Диапозитив
Позитивное черно-белое или цветное изображение, полученное на прозрачной фотопленке. Диапазон яркостей
Разница в освещенности самых светлых и самых темных участков объекта или изображения.


Типы задач начертательной геометрии Оборудование и материалы для фотосъемки Фокусировка диафрагма и глубина резкости экспозиция Техника фотосьемки композиция и построение кадра Использование освещения История развития фотодела Фотография как искусство