авторская позиция Мысль в фототворчестве городской пейзаж Свет в кадре остроракурсная съемка Разнообразие результатов снимок в негативном изображении приемы репортажа Пространственные построения Эстетика репортажные снимки ракурс


Ньютоновские кольца
Концентрические кольца цветного света, возникающие при частичном соприкосновении двух плоских прозрачных поверхностей. Часто наблюдаются в стеклянных рамках для диапозитивов и в стеклянных негативных рамках.

Подробные и фундаментальные сведения о восприятии человеком окружающего его пространства можно получить, прочитав книгу Б. В. Раушенбаха «Пространственные построения в живописи» («Наука», М., 1980). На множестве примеров из области изобразительного искусства прошлого и современности автор разбирает различные способы отображения реального пространства на плоскости, рассматривает и научно обосновывает действие механизма константности, пользуясь для этого как искусствоведческим анализом, так и категориями высшей математики. В книге приведено большое количество иллюстративных примеров, начиная от древнеегипетских росписей и кончая произведениями Сезанна.
Каким же образом соотносятся системы перспективных построений, упомянутые выше, с фотографическим изображением? Многие, и в том числе Раушенбах, склонны рассматривать фотографическое изображение в качестве примера негибкого перспективного построения, не связанного с человеческим восприятием: «Правила построения изображения в системе линейной перспективы определяются однозначными законами оптики, то есть не связаны с работой человеческого сознания (пример — фотография)». Такой вывод делается автором на основании наблюдения ошибок фотографов: «Когда альпинист фотографирует своего товари ща на фоне могучих гор, то после проявления пленки видит его на фоне невыразительных скромных возвышенностей...»
Разумеется, формирование изображения на пленке происходит без участия сознания человека, но сам процесс фотографирования теснейшим образом с ним связан. И выбери альпинист соответствующую оптику и точку съемки, он вполне мог бы избежать ошибки, тем более, что современная фотографическая техника в состоянии воспроизвести практически любую систему перспективного построения. Аэрофотосъемка дает нам чертежное изображение местности, рентгеновская — чертежный разрез предмета. Всем известна криволинейная перспектива, которая получается при съемке широкоугольным объективом, а предметы, сфотографированные с достаточно близкого расстояния длиннофокусным объективом, выглядят как в аксонометрическом построении, то есть параллельность линий сохраняется во всех направлениях. При желании фотографическим способом можно получить и обратную перспективу.
Хотя и можно согласиться с Раушенбахом в том, что ни один отдельный способ изображения пространства не может достаточно полно передать его восприятие человеком, однако, как живописец, так и фотограф, комбинируя различные перспективные системы, могут приблизиться к перцептивной перспективе. В фотографии этот эффект может быть достигнут
путем монтажа. Следует заметить, что многие фотомастера уже давно и с большим успехом пользуются фотомонтажом как средством достижения перспективной выразительности снимка. Примером могут служить интересные снимки В. Бутырина, на которых к среднему плану, снятому широкоугольником, удачно монтируется задний план, снятый нормальной оптикой, или крупный план, снятый длиннофокусным объективом.
Построение перцептивной перспективы в фотографии, однако, является частной и довольно редкой задачей, которая ставится в том случае, когда фотограф намеревается как можно ближе подойти к образу реально воспринимаемого человеком пространства. Но чаще всего для достижения художественного эффекта бывает достаточно одного правильно выбранного перспективного решения. Обычно его подсказывает сама натура, опыт и вкус фотографа. Криволинейная перспектива в разных случаях может передавать и открытость, и замкнутость пространства. Чертежная перспектива может быть и орнаментальной и конструктивной. Но при этом следует помнить общие за кономерности, вытекающие из человеческой способности воспринимать пространство и правильно сочетать свойства опти-
ки, с помощью которой строится изображение, с тем впечатлением, которое произведет на зрителя перспектива, избранная автором снимка.
В любом случае по закону перцептивной перспективы плоский средний план, усиленное перспективное сокращение переднего плана или аксонометрия на заднем ппане будут восприниматься как необычные. И наоборот, спокойно, гармонично будут приниматься зрителем слабая перспектива переднего плана, скругленные линии среднего плана и линейный сход в точку вдали. Если в задачу снимка входит создание тревожного настроения, заострение внимания зрителя на каких-то подробностях изображения, то противоречие, вызванное несоответствием перспективы в избранной части изображения, той перспективе, в которой человеческий глаз привык ее воспринимать, то есть перцептивной перспективе, с законами которой мы познакомились, — это противоречие как нельзя лучше будет способствовать достижению поставленной задачи.
Фотоаппарат в руках современного фотографа — не менее гибкий и свободный инструмент, чем кисть в руках живописца, в том числе и в области перспективных построений. И так же как в живописи, автору необходим не только врожденный талант, но и сознательное применение формальных приемов, основанных на знании закономерностей восприятия человеком окру жающего пространства.



В.КОВАЛЕВ
НА ПОЛЕ А. ПАШКОВ ГОРОД В.ВИНОГРАДОВ ОСТОРОЖНО, ПАДАЮ!

 


3. МИШЕЛЬ ЛЕНИНГРАДСКИЙ МОТИВ
Б. ДОЛМАТОВСКИЙ А ТЫ КТО?
А. МАЦИЯУСКАС НА ЗАВОДЕ
Н. МОШКОВ СЕЛЬСКИЙ МОТИВ




Н. ГНИСЮК ПРОГУЛКА
А. САНТАЛОВ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ



A. СААКОВ КОМПОЗИЦИЯ
Ю. ЛУНЬКОВ МАРАЛЫ
B. ЕГОРОВ СТАРТ
О. ДЕРИГЛАЗОВ
НЕИЗВЕДАННОЕ

Длина волны
Расстояние между вершинами двух соседних волн. Различные электромагнитные излучения имеют различные длины волн. Длины волн световых лучей измеряются в нанометрах. Длиннофокусный объектив
Объектив, имеющий фокусное расстояние, значительно превышающее величину диагонали кадра пленки.


Типы задач начертательной геометрии Оборудование и материалы для фотосъемки Фокусировка диафрагма и глубина резкости экспозиция Техника фотосьемки композиция и построение кадра Использование освещения История развития фотодела Фотография как искусство