Композиция для фотографии принципы импрессионизма архитектурный пейзаж современный пейзаж натюрморт история жанра жанровая фотография «трюковоя» фотографиея стилистический признак журналистика и искусство документальная фотография


Ореол
Не участвующий в формировании изображения свет, рассеянный отражениями внутри объектива, солнечной бленды или собственно фотоаппарата. Ослабляет контрастность изображения и проработку теневых участков. Ортохроматический
Об эмульсии, чувствительной к синим и зеленым лучам и нечувствительной к красным.

Вслед за живописью фотография второй половины XIX века формировала принципы импрессионизма в своем изобразительном языке. Если мастера кисти той поры бились над воплощением светоцветовых нюансов в своих полотнах (напомним, к примеру, опыты Клода Моне, который пи­сал один и тот же предмет — скажем, стог сена или Руанский собор — при разном освещении, в разное время дня), то их коллеги-светописцы достигли немалого в разработке монохромных тональных нюансов.

Высокая культура художественной фотографии минувшего столетия получила развитие в работах мастеров нашего времени. Назову лишь два имени, хорошо известных всем любителям фотографии. Й. Судек, выдающийся чехословацкий фотохудожник, всю свою долгую творческую жизнь работал в немногих жанрах (пейзаж, натюрморт), снимал несколько постоянно повторяющихся сюжетов (дом, сад, утварь). Казалось бы, такое самоограничение должно было вскоре исчерпать возможности автора и, во всяком случае, наскучить зрителям. Ни того ни другого не случилось, потому что Судек в каждом своем снимке искал все новые и новые возможности светотонального воплощения различных аспектов материального мира. Другой замечательный фотомастер XX века — наш соотечественник А. Штеренберг. Как и все крупные портретисты, он обладал способностью глубокого проникновения в личность натуры. Причем, если иные фотографы пытались выразить индивидуальность портретируемого через жест, мимику, позу и т. д., то Штеренберг раскрывал человека с помощью светотонального анализа пластики его лица. В какой бы разновидности портретного жанра ни выступал мастер — запечатлевал конкретного человека («Рабиндранат Тагор»), воссоздавал типаж («Рабочий») или сочинял обобщенный образ («Материнство») — каждый раз он решал непростую пластическую, светотональную задачу.

Сверстники и друзья Штеренберга, неутомимые новаторы А. Родченко и Б. Игнатович, решительно отошли от развивающей традиции живописи и пикториальной фотографии прошлого века трактовки света и тени на снимках. Их работам, если применять категорию изобразительного искусства, присуща, скорее, графическая, нежели живописная трактовка этого выразительного средства. Причем замечу, и тот и другой искали в самой натуре ту «сухость» и определенность световых отношений, которые в итоге порождали графику снимка. «Лестница» А. Родченко снята в такое время дня, когда тень от каждой ступеньки строго соответствует по длине боковой ее грани. От этого чередование ровных черных и белых полос, лишенных вроде бы тональных градаций, графическим, плоскостным изобразительным языком воссоздает объем. Фотогра фический «фокус» мастера состоит в том, что только поднимающаяся по ступеням женская фигура да края маршей, где видны пространственные отношения, способны «подсказать» зрителю пластическую форму лестницы. В остальном же она является прихотливым черно-белым рисунком, сделанным на ровном асфальте (вроде «зебры», обозначающей пешеходный переход).

Б. Игнатович в снимке «На стройке» развивает тот же контрастный, лишенный тональных переходов светотеневой принцип. Естественность в его воплощении связана с точкой съемки: фотограф смотрит снизу, и на фоне неба балки и доска, которую несет рабочий, как и положено в таком случае, кажутся черными. В 60-е и 70-е годы фотографические «внуки» Родченко и Игнатовича также увлека­лись возможностями фотографики. Но, в отличие от своих великих предшественников, они не искали ее в свойствах натуры. Они предпочли привнести графические светотеневые принципы в сюжеты, которые сопротивлялись им. Так увлечение фотографикой очень скоро переросло в назойливую моду. В те годы обрели популярность, в противовес графике, снимки «в светлой тональности», где фотографы пытались передать тончайшие нюансы тона, показать «белое на белом» (напомню «Славянку» Е. Кассина или «Серебряный ветер» Г. Бибика, пользовавшихся шумным успехом на многочисленных выставках). Крайности, как известно, сходятся: и фотографика, и снимки в светлой тональности стали, на мой взгляд, одинаково неестественным, форсированным решением светотональных проблем современной фотографии. Недаром увлечение, казавшееся столь прочным, сегодня почти забыто.

Несколько слов о цвете. Несмотря на обнадеживающие эксперименты, проводимые еще в начале века (напомню замечательный портрет Л. Толстого работы С. Проку-дина-Горского — «СФ», 1979, № 9), цветная фотография долгое время топталась на месте. Очень уж трудоемким был сам творческий процесс, скромны его результаты, нестабильны формы тиражирования цветных снимков. Появление слайдовой фотографии в последнее время сняло многие препятствия развития цвета. Однако возникшая техническая свобода, как это нередко бывает, не смогла решить до конца эстетические вопросы. Многие мастера цветной фотографии, будто наслаждаясь открывшейся перед ними возможностью фиксировать многоцветье жизни, не очень четко представляли себе, ради чего они это делают: цветовое богатство нередко грозило перейти в какофонию цвета. В последнее время (у нас таким рубежом стала выставка 1984 года «Фотообъектив и жизнь») чувствуется стремление снимающих видеть в цвете не эффектный аттракцион, а самостоятельное и сильное выразительное средство. Сегодня, когда, казалось бы, любые нюансы цвета доступны фотографии, она все чаще отказывается от колористической пышности. Ради воплощения авторской мысли фотографы нередко сознательно ограничивают себя скромным цветовым решением.


Е. КАССИН
СЛАВЯНКА

 

 


К. РОДЧЕНКО
ЛЕСТНИЦА

 

 


Б. ИГНАТОВИЧ
НА СТРОЙКЕ

 

 


А. ШТЕРЕНБЕРГ
РАБОЧИЙ


Зарядный мешок
Светонепроницаемый матерчатый мешок для зарядки и перезарядки кассет и съемочной аппаратуры. Затемнение (маскирование)
Выборочная регулировка плотности отпечатка путем защиты от света некоторых участков изображения в процессе увеличения.


Типы задач начертательной геометрии Оборудование и материалы для фотосъемки Фокусировка диафрагма и глубина резкости экспозиция Техника фотосьемки композиция и построение кадра Использование освещения История развития фотодела Фотография как искусство