Композиция для фотографии принципы импрессионизма архитектурный пейзаж современный пейзаж натюрморт история жанра жанровая фотография «трюковоя» фотографиея стилистический признак журналистика и искусство документальная фотография


Ореол
Не участвующий в формировании изображения свет, рассеянный отражениями внутри объектива, солнечной бленды или собственно фотоаппарата. Ослабляет контрастность изображения и проработку теневых участков. Ортохроматический
Об эмульсии, чувствительной к синим и зеленым лучам и нечувствительной к красным.

Все, что мы видим на черно-белом снимке, состоит из света и тени, находящихся в определенных отношениях, тональных градациях. В цветной фотографии свет и тени обретают еще и окраску. Светотень, тон, цвет — это, употребляя выражение М. Горького, «первоэлемент» снимка. Фотограф снимает под определенным углом--ракурсом, он укрупняет или, напротив, дает общим планом объект съемки, ищет выразительную композицию, однако до этого он оперирует светотональными градациями.

Если классифицировать выразительные средства фотографии по их значимости, то, несомненно, именно светотень должна быть признана важнейшим из них. Однако на деле к этому средству и практики, и, в особенности, теоретики фотографии относятся недостаточно внимательно, рассматривая его как нечто само собой разумеющееся и, на этом основании, не требующее специальных размышлений. Самокритично заметим, что и в наших беседах светотень, как видите, заняла последнее место. Но последнее по порядку, но никак не по значению... Попытаемся разобраться в тех возможностях, которые таятся в фотографической светотени. Прежде условимся различать светотеневые градации как материал фотографии, без которого попросту невозможно возникновение изображения на снимке, и светотень как сознательно применяемое выразительное средство. Если возможностями светотени в первом случае пользуется буквально каждый, кто берет в руки фотоаппарат, то образные возможности светов, теней, тона использует далеко не всякий фотограф. Многие предпочитают для выражения своей мысли более «грубые», легко «читаемые» зрителем средства. Согласитесь: острый ракурс, динамичная композиция сразу отмечаются при рассматривании снимка, немедленно начинают «работать» в нужном направлении. Особенности светотеневого решения обычно менее заметны, они требуют не только от фотографа, но и от зрителя определенной подготовленности. Находки в области светотени, тона, цвета в полной мере воплощаются в авторских отпечатках, сделанных с необходимой тщательностью как в процессе съемки, так и в лаборатории. В наше время, когда большинство фотопроиэведений мы видим в полиграфических репродукциях, роль этого фактора сокращается, а вместе с ним падает и общая пластическая культура снимка, умение фотографа использовать возможности, таящиеся в светотеневой фактуре, Эту же тенденцию мы наблюдаем и в связи с тем, что широчайшее развитие в современном фототворчестве получил репортаж: понятно, что журналистский снимок ставит своей целью прежде всего информационность, эапечатление общественно-важного факта. Светотональные качества журналистских снимков оказываются отодвинутыми на задний план. Однако эта, казалось бы, бесспорная истина требует уточнения. Действительно, для выполнения информационной функции снимок не нуждается в каких-либо светотеневых изысках. Однако для того, чтобы снимок, мелькнув на страницах газеты или журнала, не канул в вечность, а продолжал жить как произведение документального фотоискусства, ему необходимо обладать изобразительными достоинствами, немалую долю которых составляет выразительное светотеневое решение. Классика нашей фотодокументалистики убедительно подтверждает эту мысль.

 


А. ШАЙХЕТ
ВСТРЕЧА ЧЕЛЮСКИНЦЕВ


Я. СУДЕК
ИЗ СЕРИИ «ИЗ ОКНА МОЕЙ СТУДИИ»


Зарядный мешок
Светонепроницаемый матерчатый мешок для зарядки и перезарядки кассет и съемочной аппаратуры. Затемнение (маскирование)
Выборочная регулировка плотности отпечатка путем защиты от света некоторых участков изображения в процессе увеличения.


Типы задач начертательной геометрии Оборудование и материалы для фотосъемки Фокусировка диафрагма и глубина резкости экспозиция Техника фотосьемки композиция и построение кадра Использование освещения История развития фотодела Фотография как искусство