Композиция для фотографии принципы импрессионизма архитектурный пейзаж современный пейзаж натюрморт история жанра жанровая фотография «трюковоя» фотографиея стилистический признак журналистика и искусство документальная фотография


Ослабитель
Раствор, ослабляющий действие серебра на негативах или отпечатках, осветляя изображение. Основные цвета
Основными цветами светового спектра являются синий, зеленый и красный. Каждый занимает около трети видимого спектра, а путем их смешения можно получить белый цвет или любой другой.

В фотоискусстве есть разновидность творчества, у которой нет пока сложившегося, одинаково понимаемого названия. Несколько лет назад на международной выставке, проведенной в Вильнюсе, ее назвали «фантастической фотографией». Ее можно назвать также «формотворческой», «символической» или «трюковой» фотографией. По аналогии с соответствующими разделами современной живописи можно найти какие-то другие термины. Но как бы мы ее ни именовали, главным в ней будет стремление фотографа создавать на снимках сочетания предметов, не существующие в реальной действительности. Я специально подчеркиваю последнее обстоятельство, потому что приверженцы такой разновидности формотворчества компонуют свои произведения из фрагментов, монтируют их так, что в совокупности получается что-то небывалое. Это и понятно: что ни говори, фотограф, в отличие от живописца, не может перенести свои фантазии непосредственно из головы на плоскость. Он обязательно должен найти нужный предмет в жизни, поместить его перед объективом и снять. Авторское творчество в фантастической фотографии состоит именно в перестановке отдельных частей реальности, в создании на их основе такого целого, которому нельзя найти прямого соответствия в действительности. Исторически первыми формами фантастической фотографии стали составленные из большого числа снимков-фрагментов композиции, подражавшие произведениям живописи мифологического или исторического жанра. Назову, к примеру, знаменитую работу О. Рейландера «Два пути жизни», смонтированную из тридцати негативов еще в 1857 году. Будучи по образованию художником, Рейландер смело обращался с негативами: убирал ненужные ему детали, дорисовывал другие, необходимые подробности. В итоге у него получилось многофигурное фотополотно, которое нельзя представить фиксацией конкретного, имевшего место в действительности события, — очень уж много в нем аллегорических и символических фигур, картинных, многозначительных поз.

Впрочем, если это произведение Рейландера, при всей его нереальности, выполнено в жизнеподобных формах, то сделанная в 1860 году композиция «Тяжелые времена» лишена и этого качества. Экспериментируя с возможностями, заключенными в фотомонтаже, Рейландер применяет многократную экспозицию, накладывает один негатив на другой и т. д. В результате получается действительно фантастическая работа. Известно, что на «нормальном» снимке может быть представлен только один момент, некое; фотографическое «сейчас», без рассказа о событии «раньше» или «позже». Многократные экспозиции дают необычную возможность раздвинуть временные рамки происходящего. Бледные изображения, сделанные двойной экспозицией, могут, оказывается, восприниматься не только как сообщение о прошедших событиях, но и как условный рассказ о мыслях героя, о картинах, которые видятся ему в воображении. Это важное качество фантастической фотографии, ее способность расширить и углубить спектр творческих возможностей, присущих традиционным фотожанрам, заставляет со всей серьезностью отнестись к проходящим в ней экспериментам. Были периоды, когда торжествовала «прямая», жизнеподобная фотография, и всякий отход от ее творческих принципов казался кощунственным. Фотография воспринималась лишь как зеркало реальной действительности, как акт бесхитростного свидетельства съемочной камеры. Отходы от этой, весьма естественной для природы светописи, эстетики в сторону фотофантастики происходили чаще всего лишь в юмористических, трюковых снимках или же в работах, носящих откровенно прикладной характер.


О. РЕЙПАНДЕР
ДВА ПУТИ ЖИЗНИ. 1857 г.


О. РЕЙЛАНДЕР
ТЯЖЕЛЫЕ ВРЕМЕНА. 1860 г.

Защитное покрытие
Прозрачное покрытие, наносимое на поверхность линзы для устранения отражений за счет ослабляющей интерференции световых волн. Зеркально-линзовый объектив
Сложный объектив, в котором используются искривленные зеркала вместо некоторых прозрачных компонентов. Это позволяет поместить сверхдлиннофокусный объектив в небольшой, короткий тубус.


Типы задач начертательной геометрии Оборудование и материалы для фотосъемки Фокусировка диафрагма и глубина резкости экспозиция Техника фотосьемки композиция и построение кадра Использование освещения История развития фотодела Фотография как искусство