Композиция для фотографии принципы импрессионизма архитектурный пейзаж современный пейзаж натюрморт история жанра жанровая фотография «трюковоя» фотографиея стилистический признак журналистика и искусство документальная фотография


Отбеливатель
Химический раствор, преобразующий черно-белое серебряное изображение, полученное путем экспонирования, в галоидное соединение. Отбеливание, как правило, является предварительным этапом процесса вирирования, ослабления и обработки цветных фотоматериалов.

Совсем иной манерой обладает активно работающий сегодня Юрий Рост. Он снимает не в студии, а там, где наиболее естественно чувствует себя герой: в цехе — если это рабочий, в клинике — если хирург, у мольберта — если художник. У Роста тоже есть излюбленный прием. Он даже в групповых портретах хочет быть как можно ближе к объекту, используя короткофокусную оптику. Прием этот сразу бросается в глаза, но не становится назойливым, потому что хорошо соответствует присущей Росту творческой манере. Манера Роста — это своего рода фотографическое объяснение в любви к людям, которых он хорошо знает, о которых пишет в газете. Он не скрывает своих эмоций. В портретах работы Роста сильно субъективное начало. Так вкратце выглядят творческие манеры трех портретистов, взятых нами из разных эпох развития фотографии. Каждый фотограф, обладающий своим, как принято говорить, «лицом», в каком бы жанре он ни работал, может дать основание для подобного анализа. Конечно, не у всякого фотографа есть «фирменный» технический прием, который легко можно вычленить из художественной ткани снимков. Однако, своеобразие фотографической манеры у каждого признанного мастера есть обязательно.

Несходство манер, богатство заключенных в них индивидуальностей, то, что мы имеем в виду, цитируя широко известный призыв ценить творцов «хороших и разных», — грозит, казалось бы, художественным диссонансом, если «разные» авторы, подобно лебедю, раку и щуке, будут работать каждый кто во что горазд. Однако, как показывает опыт, разнообразие творческих манер нередко образует единство более общего порядка, которое принято назы вать стилем. Каждый, кто хоть немного знает историю советской фотографии первых десятилетий, согласится со мною: она состояла из большого числа весьма несхожих индивидуальностей. А. Родченко и А. Шайхет, Б. Игнатович и М. Альперт, Г. Петрусов и И. Шагин, Г. Зельма и Д. Дебабов, Е. Лангман и М. Пенсон — этих и других мастеров нетрудно узнать по неповторимому их почерку. Вместе с разделяющими их чертами есть и другие — которые их объединяют. Если сравнить советское документальное фотоискусство 20—30-х годов с аналогичным творчеством зарубежных авторов той же поры, легко заметить единство столь несхожих по своим манерам наших фотографов. Это единство позволяет говорить о своеобразии стиля советской фотопублицистики предвоенных десятилетий.

В чем состоят основы этого стиля? Во-первых, совершенно очевидно единство предмета, отражаемого фотографами в своих произведениях, — той социальной действительности, которая представлена на снимках. Для фотографии, как известно, в еще большей степени, нежели для других видов искусства, объективная действительность является компонентом, в значительной степени определяющим конечный результат творчества. Публицисты 20 — 30-х годов каждодневно фиксировали на своих снимках революционные преобразования, происходившие в разных уголках нашей необъятной страны. Они рассказывали о новом облике жизни в городе и деревне, об индустриализации и коллективизации, о складывании новой морали, о жизни молодежи, о получившем новый импульс интересе к спорту, к авиации и т. д.

Вторым очевидным качеством стиля, которое объединяет большинство снимков той поры, является интонация повествования, присущая основной массе произведений. Это — интонация возвышенная, исполненная пафоса соучастия фотопублициста в происходящем. В отличие от привычной для фотографии позиции «человека со стороны», когда камера бесстрастно фиксирует происходящее, здесь мы имеем дело с активной формой утверждения всего нового, что пришло в жизнь страны. Органическое сочетание огромной фактичности снимков с явственной субъективно лирической струей, присущей творчеству, формирует стилистику фотопублицистики послереволюционного времени.


В. ИГНАТОВИЧ
ПЕРВЫЙ ТРАКТОР. 1927 г.


Е. ЛАНГМАН
ДРУЗЬЯ. 1935 г.

Зеркальный фотоаппарат
Фотоаппарат с системой контроля и фокусировки изображения, в которой лучи света от изображения, пройдя через объектив, отражаются с помощью зеркала на фокусировочный экран. Зернистость
Термин, обозначающий характер, который приобретает фотоизображение, когда галоидное серебро кристаллизуется в процессе проявления и после увеличения предстает в виде неправильного рисунка из черного серебра. Зернистость особенно заметна на гладких серых участках изображения и зависит от светочувствительности эмульсии и вида проявителя.


Типы задач начертательной геометрии Оборудование и материалы для фотосъемки Фокусировка диафрагма и глубина резкости экспозиция Техника фотосьемки композиция и построение кадра Использование освещения История развития фотодела Фотография как искусство