Композиция для фотографии принципы импрессионизма архитектурный пейзаж современный пейзаж натюрморт история жанра жанровая фотография «трюковоя» фотографиея стилистический признак журналистика и искусство документальная фотография


Отбеливатель
Химический раствор, преобразующий черно-белое серебряное изображение, полученное путем экспонирования, в галоидное соединение. Отбеливание, как правило, является предварительным этапом процесса вирирования, ослабления и обработки цветных фотоматериалов.

И наконец, третий, отчетливо прочитываемый стилистический признак. Он состоит в том, что большинство авторов стремилось найти фотографическую форму, соответствующую содержанию снимков. Новизна в одном диктовала необходимость новизны в другом. Разные фотографы — Родченко, Игнатович, Шайхет, Альперт, Петрусов и т. д. — были в одинаковой степени новаторами в поисках выразительных средств. Приемы, найденные ими, как уже говорилось, были несхожими. Однако единство питающих их корней несомненно.

Характер поисков, которые вели мастера фотопублицистики, в значительной степени определили стилистическое своеобразие целого периода нашей фотографии. На примере фототворчества предвоенных десятилетий нетрудно проследить самый механизм складывания стиля в фотографии. В этом процессе важное место занимают как объективные, так и субъективные обстоятельства. К объективным относится облик реальной действительности, которую призвана была отражать фотография. Основные, касающиеся всех сторон жизни, обстоятельства — такие как события революции и гражданской войны, восстановительный период, создание новой, могучей промышленности, социальная перестройка в сельском хозяйстве, становление социалистической культуры, — в буквальном смысле слова видны на тысячах снимков, сделанных тогда. С субъективными признаками стиля дело обстоит сложнее. Трудно представить случай, когда бы фотограф сказал себе: «Давай-ка я сниму завод (колхоз, вуз, спортивное соревнование) в современном стиле!» Во всех случаях, когда автор старается сознательно «попасть» в определенное стилистическое решение, мы имеем дело с откровенной стилизацией, в которой можно обнаружить лишь поверхностные, внешние признаки стиля. Подлинное творчество начинается, как известно, с того, что автор испытывает определенные чувства по отношению к увиденному и воплощает их в своем произведении.
Несмотря на то что манера, кажется, от начала и до конца всегда состоит из субъективных факторов, она в итоге становится частью объективного обстоятельства, имя которому — многообразие индивидуальностей, составляющих творческую панораму в фотографии. Да, существует возможность копировать чужую манеру, подражать значительному мастеру, использовать присущие ему особенности выражения. Но к чему приводит такое подражание, известно: к отказу от себя, от поисков своей собственной творческой индивидуальности.

Вместе с тем изучение манеры близкого тебе крупного мастера, стремление по нять характер его творчества, проникнуть в «кухню» создания отдельных произведений — на стадии ученичества — весьма полезно. Чем глубже и пристальнее всматривается начинающий фотограф в привлекающие его манеры, уже успевшие доказать свою значительность, тем больше вероятности в том, что в итоге из новичка получится толк. Нетрудно заметить, например, что В. Игнатович, делая первые шаги в фотографии, внимательно изучил манеру работы А. Родченко, а Е. Лангман столь же тщательно освоил особенности «фотописьма» Б. Игнатовича. Однако было бы, на мой взгляд, ошибкой (и ее, к сожалению, нередко допускают пишущие об этих мастерах) называть Б. Игнатовича «тенью» А. Родченко, а Е. Лангмана «копией» Б. Игнатовича.

Не только подражание чужой манере, но и назойливое использование своей собственной (в том случае, когда она уже не соответствует эволюции творчества фотографа, изменившегося со временем) приводит к откровенной неудаче. Мы знаем немало случаев, когда хорошо начинавший фотограф торопится закостенеть в однажды найденной манере, бесконечно эксплуатируя один и тот же круг средств. При этом создается впечатление, что взрослый человек пытается ходить в коротких штанишках и по-детски сюсюкать, не замечая происшедших с ним перемен.

Надо обладать незаурядным дарованием и творческой смелостью, чтобы, располагая впечатляющей, получившей широкое признание манерой, отказаться от нее во имя поисков новых форм выражения. Приведу в качестве примера такой эволюции творчество известного литовского фотохудожника А. Кунчюса. Двадцать лет назад, в начале своего пути, он обратил на себя внимание способностью аналитического взгляда на традиционные формы жизни своего народа. Затем в начале 70-х годов в его манере стали преобладать лирические черты: напомню в связи с этим цикл «Воскресенья», в котором проза рассказа о повседневности, присущая ранее мастеру, уступила место поэзии. Наконец, в конце 70-х годов у Кунчюса произошла еще одна решительная перемена манеры: теперь перед нами неторопливый, эпический рассказ о природе. При такой, казалось бы, резкой эволюции фотограф не только не изменяет самому себе, своим творческим принципам, но и продолжает находиться внутри стилистического единства, присущего фотографической школе. Такова диалектика понятий приема, манеры и стиля, единство которых сохраняется даже в условиях внешнего противоречия отдельных творческих моментов.

 


 

 



Ю. РОСТ
ХИРУРГ. 1970-е гг.

 

 


А. КУНЧЮС
ИЗ ЦИКЛА «СЕЛЬСКИЕ
ВОСКРЕСЕНЬЯ». 1970-е гг.

Зеркальный фотоаппарат
Фотоаппарат с системой контроля и фокусировки изображения, в которой лучи света от изображения, пройдя через объектив, отражаются с помощью зеркала на фокусировочный экран. Зернистость
Термин, обозначающий характер, который приобретает фотоизображение, когда галоидное серебро кристаллизуется в процессе проявления и после увеличения предстает в виде неправильного рисунка из черного серебра. Зернистость особенно заметна на гладких серых участках изображения и зависит от светочувствительности эмульсии и вида проявителя.


Типы задач начертательной геометрии Оборудование и материалы для фотосъемки Фокусировка диафрагма и глубина резкости экспозиция Техника фотосьемки композиция и построение кадра Использование освещения История развития фотодела Фотография как искусство