Композиция для фотографии принципы импрессионизма архитектурный пейзаж современный пейзаж натюрморт история жанра жанровая фотография «трюковоя» фотографиея стилистический признак журналистика и искусство документальная фотография


Отверстие диафрагмы
Отверстие внутри или вблизи объектива. Позволяет регулировать количество света, проходящего через объектив. Обычно имеет переменный диаметр, который измеряется в числах f. Отражатель
Любая поверхность, отражающая свет. Обычно отражающий материал расположен так, что свет основного источника падает на теневые участки объекта.
Андре Кертеш является одним из признанных мастеров фотоискусства. Более шестидесяти лет он занимается тем, что останавливает мимолетные мгновения, находя смысл и красоту в повседневной жизни обычных людей. Кертеш наделен творческой непосредственностью, врожденным талантом композиции, он зорко подмечает неожиданные, красноречивые подробности. Его фотографии обманчиво просты, поначалу в них видится легкость моментальной съемки. Однако при более внимательном взгляде обнаруживается необычайная чуткость Кертеша к изобразительной форме, его великолепное умение строить кадр. Как бы ни были сложны его работы с точки зрения композиции и количества деталей, в них не бывает ничего избыточного. Однако никакие композиционные соображения не подавляют в произведениях Кертеша реальности, и даже те изображения, которые приближаются к абстрактным (например Мартиника, 1972), всегда остаются накрепко связанными с окружающим миром. Кертеш во многом предвосхитил творческую манеру, выработанную Картье-Брессоном и теоретически обоснованную им в концепции «решающего мига». Главное различие между двумя фотографами заключается в том, что Картье-Брессон строже придерживается отстраненной, натуралистичной точки зрения и полностью сосредоточен на том мгновении, когда действие достигает наибольшей выразительности. Кертеш использует разнообразные точки зрения, иногда более, а иногда менее реалистичные, порой даже изображая объекты в усеченном виде. Его интересует скорее не миг наивысшего накала, а течение времени. И потом у Кертеша работы, пожалуй, более личные и непосредственные и менее журналистские чем у Картье-Брессона.

Мало кому из фотографов удалось выдержать испытание временем столь достойно, как Кертешу. Его творчество неуклонно развивалось: от прямодушных видов Парижа 20-х и 30-х годов, через серии искаженных зеркальных изображений обнаженной натуры, до более формальных угловатых композиций последних лет. Но есть общая нить, связывающая все произведения Кертеша, — умение тактично и с юмором показать жизнь такой, какой она попадается ему на глаза.

Комическая танцовщица,
Париж, 1926

В этой ранней фотографии уже сказалась тяга Кертеша к высокой точке съемки, что было характерной чертой многих работ более позднего периода. Композиция строится на шутливой параллели между вычурной позой танцовщицы, гипсовой фигурой и обрамленной фотографией на стене. Тона и очертания всех прочих предметов приглушены, так что обстановка, хотя и намечена, но не отвлекает внимания от основных, более светлых по тону изображений.

Мартиника, 1972

Фото справа имеет сильное структурное сходство с произведениями художника Мондриана. В такой строгой композиции решающую роль играет отношение одной линии к другой и к краям кадра. Подобно всем работам Кертеша. эта фотография не есть чистая абстракция благодаря силуэту человека, проступающему сквозь матовое стекло.

Возвращение корабля, 1944

Корабль, словно плывущий по воздуху, а также отражение неба и дерева в луже вносят в фотографию элемент сюрреализма. Тональные контрасты, равновесие форм, ярко выраженная перспектива, направляющая внимание зрителя.— все это придает изображению убедительность и завершенность.
Вашингтон-сквер, 1954

В этой прихотливой по рисунку фотографии нет никакой избыточности. К примеру, если закрыть фигуру человека в центре, вы увидите, насколько проиграет от этого изображение, несмотря на силу и красоту линий. За счет высокой точки съемки Кертеш сообщает великолепно сбалансированной композиции глубину и перспективу. Резкий контраст выявляет ритмичность выгнутых линий и форм.


Зерно
Мельчайшие частицы черного металлического серебра, часто в виде кристаллов, которые образуются в процессе экспонирования и проявления. «ЗУМ»-объектив
Объектив, который позволяет изменять фокусное расстояние без ущерба для резкости или изменения отверстия диафрагмы.


Типы задач начертательной геометрии Оборудование и материалы для фотосъемки Фокусировка диафрагма и глубина резкости экспозиция Техника фотосьемки композиция и построение кадра Использование освещения История развития фотодела Фотография как искусство